В советское время церковь в усадьбе была разорена. Революционные преобразования вновь превратили это место в пустошь, постепенно зарастающую лесом. От роскошных усадебных построек не осталась и следа, от великолепных садов - одни воспоминания, каналы и пруды постепенно превращались в болотца. Маленькое кладбище при церкви было осквернено и разграблено. Устояли только два домика причта и двухэтажный флигель для дворовых людей, в которых ныне размешается школа-интернат для слаборазвитых детей.
«Перераспределение» богатств первый раз затронуло храм в 1919 г. Что из церковного имущества при этом исчезло, осталось неизвестным. Некоторые подробности сохранились в протоколе об изъятии церковных ценностей в мае 1922 г. Евхаристические сосуды были забраны из двух алтарей, напрестольные кресты - из всех трех, ободраны оклады с трех напрестольных Евангелий и со всех чтимых храмовых икон, изъято кадило. Разумеется, реквизированная утварь была серебряная вызолоченная. И то были не последние утраты. Так, например, бесследно исчез пожертвованный храму древний образ Спаса Нерукотворного, хранившийся, согласно владельческой записи, в роде Чихачевых с XIV в. Церковь была закрыта в 1930-е годы. После этого живший при ней священник каким-то образом ухитрялся получать иногда разрешение от властей на совершение богослужений в некоторые большие праздники. Последняя служба, по воспоминаниям очевидцев, была совершена на Троицу 1941 г., ровно за две недели до начала Великой Отечественной войны. В послевоенное время храм окончательно пришел в ветхость: кровля провалилась, двери, рамы, полы, остатки иконостасов и все, что можно было разобрать, - расхищено. В таком виде он был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. стараниями отставного военнослужащего Анатолия Анатольевича Зиновьева была восстановлена церковная обшина и под руководством настоятели Андрея Ковальчука начата работа по возрождению храма. В 1999 г. он был освящен в честь преподобною Сергия Радонежского, которому в храме посвящен один из приделов. Основной же престол освящен, как и в 1819 г., в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм в Алмазово был построен в честь победы над Наполеоном. Главным иконостас церкви освящен в честь Казанской иконы Божисй Матери в 1819 г., а закладка храма состоялась в 1814 г. Один придел освящен во имя Николая чудотворца, другой — в честь Сергия Радонежского.
В ранних писцовых книгах 1584-1623 гг. местность называлась «пустошь Ошитково». В 1619-1620 гг. пустошь была пожалована царем Михаилом Федоровичем своим сподвижникам Михаилу и Осипу Елизаровым, а позднее перешла в качестве приданого мужу внучки Осипа Елщароиа думному дворянину Семену Ерофеевичу Алмазову, после чего здесь появились первые дворы вотчинников. В 1707 г. владельцы Семен Ерофеевич и его сын стольник Иван Семенович устроили в сельце однопрестольную деревянную церковь во имя Сергия Радонежского. С тех пор село стало именоваться «Сергиевское, Алмазово тож». А в 1730г. в нем была освящена новая, уже каменная, церковь с деревянной колокольней.
В 1753 г. село приобрел Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789), из семьи уральских горнозаводчиков, получивших потомственное дворянство за заслуги перед Отечеством. Он построил в Алмазове усадьбу. После ею смерти Алмазово перешло к сыну — Николаю Никитичу (1773-1828). Существующая церковь возведена в 1814-1819 гг. при Н.Н. Демидове в стиле классицизма. Здание обладает хорошими пропорциями и сдержанным декором (в основном это прямоугольный руст и пилястры), дополненным фресковой живописью на поле фронтона и в нишах. Кубический обьём храма увенчан световой ротондой, перекрытой куполом с люкарнами. Трёхъярусная колокольня завершена высоким и стройным шпилем. Проект ее был составлен о тушенным на волю крепостным Демидова, главным исполнителем его задумок, садовником, а затем архитектором, получившим образование в мастерской Д. Жилярди, Андреем Гавриловичем Ткачевым. Трёхпрестольная церковь в стиле классицизма была выстроена за пять лет и в 1819 г. освящена: 9 сентября - главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, 10 - Сергиевский придел (теплый) и 11 - Никольский. Храм среди местных жителей продолжал именоваться Сергиевским, хотя главной святыней в нем была чтимая Казанская икона. Где и как прославился этот список, история умалчивает, в одних документах он называется "явленным", в других "обещанным", т.е. обетным. Известно, что и 1730 г. перед иконой уже принято было содержать неугасимую лампаду. Не исключено, что образ принадлежал первоначальным владельцам, получившим эту землю за верную службу в Смутное время. Новая церковь была украшена живописью в "итальянском стиле", что соответствовало духу времени и ее архитектуре. Иконы для трех иконостасов писал учитель рисовального класса при Московском университете Артемий Петрович Дроздов, а роспись интерьера производил Павел Николаевич Балашов со своей бригадой. Два колокола, в дополнение к пяти существовавшим, отливал в Туле на собственном заводе купец Федор Иванович Черников. Большой - на 150 пудов и малый - на 50. Звон их хорошо разносился по округе, что было немаловажно, так как храм обслуживал не только владельцев усадьбы и дворовых людей, но и приписные деревни Никифорове, Кишкино и близлежащие Жеребцы. На стенах северной паперти до середины XX в. сохранялись мраморные доски, напоминавшие прихожанам о храмостроителях - Иване Алмазове и Николае Демидове, небесному покровителю которого посвяшен северный придел.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]