К сказанному председателем оргкомитета могу только добавить, что не случайно девизом кинофестиваля стали слова, взятые с Ордена Святого Владимира, - «ПОЛЬЗА. ЧЕСТЬ И СЛАВА». А учредителями фестиваля выступили Министерство культуры Московской области, Союз кинематографистов РФ. Госфильмофонд РФ и администрация Волоколамского района. Фестиваль проходил при поддержке Министерства культуры РФ.
Корр. Какая была программа фестиваля, кто в нем участвовал, что Вам запомнилось и показалось интересным?И.Ф. В рамках фестиваля прошли конкурсные программы документального и игрового кино, а также внеконкурсные и культурные программы. Большое внимание зрителей привлек внеконкурсный показ фильма «Из жизни кадра не выбросишь» и встреча с героем фильма, последним оставшимся в живых фронтовым оператором Борисом Александровичем Соколовым.
Конкурсная программа фестиваля включала 8 полнометражных художественных и 21 документальный фильм из 18 стран мира, в том числе Австрии, Азербайджана, Германии, Израиля, Польши, Сербии, Узбекистана, Финляндии и др. В освещении работы фестиваля приняли участие более 80 журналистов из Москвы и Московской области, а посетили его более 10 тысяч зрителей. Участники фестиваля отмечали его уникальность не только в том, что он представляет палитру кинематографистов разных стран, но и ставит перед собой высокую задачу - воспитание молодого поколения в духе патриотизма.
Корр. Расскажите в какой программе участвовали Вы и с каким фильмом?И.Ф. Я принимал участие в программе неигрового кино, как режиссер своего фильма «В ожидании снега». Вместе со мной в этой программе принимали участие еще 21 режиссер, и мне было приятно слышать в свой адрес слова признания, как от профессионалов, так и от зрителей. А уровень жюри был очень высоким. Традиционно на фестивале работали два жюри - в игровом и документальном кино. Председателем конкурсной программы документального фильма был член Академии российского телевидения, лауреат государственных премий, заслуженный деятель искусств России, режиссер Игорь Беляев.
Корр. Расскажите о своем фильме и истории его создания.И.Ф. Мой фильм о семье потомственных военнослужащих: наших земляках - Герасимове Юрии Александровиче, его жене и сыне, не вернувшемся из Афганистана. Несколько лет назад его показывали по Ногинскому телевидению. Если говорить об истории создания фильма, то это моя дипломная работа в Московском институте работников телевидения и радиовещания, в котором я учился по специальности - режиссеры документально-художественных программ на телевидении.
Корр. Значит Вы профессиональный режиссер?И.Ф. К моему глубокому сожалению, нет. К защите меня не допустили, отчислили за два дня до заседания Государственной аттестационной комиссии. Причиной было отсутствие у меня 4500 долларов, которые необходимо было заплатить за весь учебный процесс. Это были последефолтные годы, когда всё и всех мерили долларами, а в единственном на всю страну институте, который готовит кадры для центрального ТВ, не было бюджетного отделения. Вы дали справку, что мною «учебный план выполнен полностью». Горько и обидно говорить об этом, но тогда образование, как и многие другие отрасли нашей жизни, переходило на коммерческие рельсы, и этот процесс принимал подчас уродливые формы. Я до сих пор не могу получить диплом об окончании ВУЗа, хотя у меня на руках письменное подтверждение прохождения полного учебного курса и признанная дипломная работа. Вот так осуществляется на практике «конституционное право гражданина РФ на получение бесплатного первого высшего образования на конкурсной основе»!
Да и сами студенческие годы мне дались нелегко, особенно мучительными были поездки до Купавны, когда приходилось часами на морозе легко одетым ждать своего автобуса. Подработать не удавалось, так как приходилось выбирать: работа или учеба. Отпускать на занятия меня начальство не собиралось. Себе поставил предел - доучусь до первого семестра, посмотрю, на что годен в сравнении с другими и потом решу, оставаться или нет. Первый мой фильм-наблюдение был признан лучшим не только на режиссерской кафедре. Еще шли заключительные титры, а я услышал от своего преподавателя: «Поздравляю! Это - №1». С других мастерских приходили студенты и просили посмотреть мою работу. Так я одержал не только свою первую творческую победу, но и победу над собой.
Корр. Расскажите подробнее о Вашем фильме.И.Ф. Мой документальный фильм «В ожидании снега» немного грустный, мужской. Фильм-портрет, философское размышление, рассказанное простыми словами. Я попытался соединить военную тематику с душевной поэтикой. Когда меня спрашивают, о чем этот фильм? Я отвечаю, что о любви. А любовь ведь бывает разная. У одних - бытовая, у других - всеобъемлющая, от Бреста до Сахалина. Но в любом случае, любовь - это, прежде всего, - долг. Рассказ об отце, сын которого ушел с 4 курса Плехановского института, написав в военкомате: «желаемый род войск - ВДВ, желаемое место службы - Афганистан», о внуке, избравшем в жизни тоже военную стезю. Рассказ о ментальности нашей народной души.
У меня не было профессиональных аппаратных средств для съемки и монтажа, как у моих сокурсников. Мой фильм снят любительской аналоговой камерой {попросил у соседа, на свою не было денег), хроника - с чужого дембельского видеоальбома, песня «Афганский ветер» - с компакт-кассеты МК-60 «Свема» (сын дяди Юры оставил, когда приезжал в отпуск, и, хотя я не мистик, но, мне кажется, что для меня). Большую часть монтажа сделал на бытовых VHS-видеомагнитофонах со стоп-паузы. Особо хотел бы отметить участие в фильме своего безвременно ушедшего одноклассника Сергея Бубликова, который и познакомил меня с будущим героем моего фильма. Скромный парень, еле уговорил записать его в титрах фильма военным консультантом, обыкновенный сержант, командир танка, который в горящей машине у Аминовских дач оставил полноги, но редко когда ходил с тростью. В эпизоде фильма со школьной хроникой (это мой класс) он порывается танцевать. За кадром мой голос, а не актерский, профессионально поставленный (за 50 долларов/минута), поскольку денег у голодного студента не было. Это специальный творческий метод - мелодекламация (белый стих структурируется в музыку по темпу и ритму). Еще я не могу не вспомнить с благодарностью своего друга - Андрея Черепанова, который оказал мне неоценимую техническую поддержку и помог свести весь монтажный материал на базе своего персонального компьютера, разделив со мной муки творчества.
Фильм недипломированного кинорежиссера оказался все-таки ВОСТРЕБОВАННЫМ! Впервые на большом экране я увидел свой фильм в кино-клубе Президентского полка. Я был очень тронут, когда мне стоя аплодировали целыми батальонами, а чтобы просто пожать руку, вставали в очередь. Для творческого человека это дорогого стоит! Думаю, что немногие телевизионные режиссеры это испытали.
Многие люди называют моего героя просто, по-деревенски, - дядя Юра. Добавляя при этом, что «он для нас, как отец, на таких людях земля наша держится»! А те, кто тянул его, уже больного, в президиум на каждом собрании, примазываясь к его славе, даже не пришли на его похороны.
Корр. Ваш рассказ о фильме больше похож на исповедь.И.Ф. Так и есть. Успех для меня не означает славу, деньги, привилегии! Это, прежде всего, борьба за сердца людей. Я точно знаю, что не публичный человек. Если бы мне предложили показать свой фильм большому количеству зрителей, не говоря кто автор, то я бы согласился. Потому что небезосновательно считаю себя художником, обладающим скрытой силой и ставящим перед собой благородные цели.
Корр. Расскажите, как складывалась Ваша жизнь после окончания института.И.Ф. Несколько лет я объезжал районные телевизионные студии восточной части Московской области в поисках работы и подчас видел испуганные глаза юношей и девушек, работающих в них, но не имеющих профильного образования {это были дочери и сыновья сотрудников районной администрации, местных депутатов и бизнесменов).
Корр. Расскажите в заключение о своих творческих планах.И.Ф. А подлежит ли Творчество планированию? Для меня - это, прежде всего, встречи с будущими персонажами моего нового фильма, с людьми, наделёнными Душой! Порою, они не в состоянии выразить то, чем им хотелось бы поделиться с другими. Современное общество сейчас испытывает крайний дефицит подобного рода общения. Здесь задача любого творца - пропустить через своё сердце их печаль, радость, грусть, горечь утраты, их духовные помыслы и чаяния, их праведность, их соборность, если хотите, и выдать, как результат, то, что называется Произведением, а не поделкой подмастерья в угоду заказчика за копеечку немалую.
Записала Ася Сергеева
"Альтернативная Газета", №1, 11 января 2013г.