1. Запад
2.
Начало нового
3. По дороге к Родинкам
4. Север
5. Юсуповский
канал и Купавинская плотина
6. Восток и юг Купавны
7. Большая
Московская улица
продолжение...
4. СЕВЕР
Там, где сейчас автобусная остановка «Химбазы», между лесами, имевшими названия «на ямах», «за рукой», была торная дорога, связывающая Купавну с деревнями Монино, Новинки, село Тимонино, городом Лосиный завод, Аристов погост (Пречистье), — теперь (кроме Монино) объединёнными одним названием - Лосино-петровск Щёлковского района. Это название присвоено городу потому, что в дни царствования Петра Великого на берегу Клязьмы, там, где была так называемая Лопатинская плотина, была построена фабрика по выделке кож. В лесах водилось много лосей и другой дичи, а река Клязьма изобиловала рыбой. Упомянутая дорога шла далее до Щёлково (налево) и до Берлюковской пустыни. Богомольцы же шли пешком далее до Хотькова, где был женский монастырь, затем до Троице-Сергиевой Лавры - ныне город Сергиев-Посад.
По этой же дороге шли из Купавны раз в году - 14 августа - в Берлюковскую пустынь хоругвиеносцы за иконой «Спасителя», которую на другой день - 15 августа (праздник Успенья БожиеЙ Матери) - несли на ручных носилках через описанные селения в Купавну, где организовывался большой крестный ход на встречу этой иконы (обряд назывался «Встреча Спасителя»). Встреча происходила вечером возле Нижегородской трассы, где начинается теперешнее Химбазовское шоссе, напротив местечка «Гаражи». В этом крестном ходу, без преувеличения, участвовало всё население Купавны, все фабричные. Вся луговина от последнего дома Большой улицы до шоссе была заполнена народом, благодушно настроенным происходящими событиями. Икону («Лобзание Иуды») приносили в Купавинскую церковь, была торжественная служба, а на другой день - 16 августа - по церковному праздник «Третий Спас». После торжественной обедни совершался большой крестный ход с иконой по всем главным улицам Купавны, а затем, примерно в течение недели, монахи монастыря заносили икону в каждый дом и служили молебен по просьбе населения. После обхода всех домов икону торжественно провожали в село Бисерово.
А дорога на север, когда началось строительство Монинского аэродрома, была здесь закрыта и перенесена сначала метров на 400 на восток, а потом забор протянулся до теперешнего шоссе «Монинский поворот», по которому стали пешком ходить на открытую к тому времени (1928-1928 гг.) железнодорожную станцию Монино.