http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/
В своё время на телевидении показывали рекламный ролик про жителей двух итальянских деревень, отмечающих один и тот же праздник. Вот такая же анекдотичная ситуация сложилась и у нас в Московской области. Краеведы г. Старая Купавна на основании исследований историка В.А. Кучкина утверждают, что упомянутое село Новое на Купавне в докончальной грамоте великого князя Московского и Владимирского Семена (Симеона) Ивановича Гордого с братьями, датируемой 1350-1351 гг. и есть село Хупавна, в свою очередь краевед из Балашихинского р-на утверждает, что в упомянутой грамоте речь идет о деревне Новая. Так кто же прав? Могу с уверенностью предположить, что одновременно из г. Старая Купавна Ногинского р-на и из квартала Новскиий г. Балашиха в адрес действующего Губернатора Московской области в 2015 году поступят два приглашения: «Деревне Новой - 650 лет» и «г. Старая Купавна - 650 лет». И как в этом случае должен поступить Губернатор. Где отмечать-то будут?
Вот с такими шутливыми мыслями я стала просматривать краеведческие материалы Балашихинского р-на и г. Старая Купавна. И чем больше погружалась в исследование, тем чаще задавала себе печальный вопрос: «Как же так случилось, что мы жители пос. Зеленого оказались манкуртами на своей земле. Почему мы этим ещё продолжаем гордиться?»
Но довольно лирики. Весь собранный мною исторический материал свидетельствует, что пос. Зеленый и дер. Щемилово находится на землях православного села Воскресенское Родинки тож. А история этого села поистине прекрасна. И я с большим удовольствием предлагаю тебе, мой уважаемый читатель, совершить со мной путешествие вглубь веков, чтобы узнать кто мы. Но для начала зададим координаты нашего путешествия.
Село Воскресенское Родинки тож находилось на Аристовом погосте Кошелева стана Осеевской волости Богородского уезда Московской губернии. А первоначально село было деревней Родиново, которая вместе с окрестными деревнями Медвежьи Озера. Долгово-Ледово, Алмазово, Большие Жеребцы, Кишкино. Моносееево, Никифорово, Чудинки находилась вблизи Стромынского тракта. Развитие села шло с развитием дорог. Владимирка появляется в 15-16 веках. Территория села также увеличивается в сторону Владимирки. Первым владельцем деревни в 1646 года был иноземный дворянин из Речи Посполитой Леонтий Высоцкий из рода Высоцких. На службу к Московскому государю он поступил в 1627 году. Авторы книги «Исторические материалы о церквях и селах XVI - XVII вв.» Холмогоров В. и дьякон Холмогорова Г. пишут, что деревня Родиново была куплена в 1635-36 годах. В ней был двор вотчинников и один двор крестьянский».
Дер. Родиново была приобретена из земель окольничего князя Григория Константиновича Волконского. Тот приобрел земли по указу 1628 царя Михаила Федоровича Романова, разрешавшего продажу проезжих земель «в вотчины боярам и приказным людям, и служилым и неслужилым людям по полторы десятины за рубль, чтобы из пуста в живущее входило».
Имя Григория Константиновича Волконского становится известно с 1591 г., когда он разбил шведов у Сумского острога. При Василии Шуйском был воеводой и дипломатом. В 1606 г ездил послом к Сигизмунду объявить о воцарении Шуйского и требовать, не разрывая мира, удовлетворения за смуту и убытки, причинённые Руси выпущенным из Польши Самозванцем В 1614 году служил воеводой в Кашире и вновь возглавлял посольства в Крым и Польшу, за что был пожалован Михаилом Федоровичем в окольничие. В 1618 году во время новой польской осады Москвы был послан вместо заболевшего Дмитрия Пожарского в Коломну с поручением не допустить переправы идущих на помощь полякам запорожцев Петра Сагайдачного через Оку. Выполнить эту миссию Волконскому не удалось, хотя благодаря его действиям была спасена от разорения Коломна. В 1628 году сидел в Челобитном приказе. Умер в 1634 г. в Валуйках при размене пленных с крымцами. Но, говоря современным языком, это история его карьеры, а если посмотреть родословную князя, то обнаружится интересная ниточка в нашей истории. Григорий Константинович Волконский приходится дядей царице Евдокии Лукьяновны Стрешневой-Романовой и ее брату Семену Лукьяновичу Стрешневу. 5 февраля 1626 года на свадьбе Михаила Федоровича Романова с Евдокией Стрешневой, Григорий Константинович «берёг путь» царевны в Грановитую палату, а за ним шел Благовещенский поп Иван Наседка, и кропил святой водою путь. Когда же царь с государыней вышли из дворца и пошли до аргамака и до саней, чтобы идти к венчанию в соборную церковь Успения, за санями государыни шел Григорий Константинович, а когда она из саней вышла, то сел на ее место.
В 1652 году дер. Родинки была продана боярину Семёну Лукьяновичу Стрешневу. Согласно подлинной и писцовой книге поместных и вотчинных земель за 1690 год село находилось на правом берегу речки Чудинки (Чюдницы) и граничило с выделенными церковными землями церкви Воскресения Христова. находящейся на правой стороне речки Купавинки (Хупавны), и пустошами Михаила Васильевича Кутузова в Кошелевом стане. В 1748 году пустошь М.В. Кутузова называлась сонным покосом Ивана Федоровича Кутузова. В межевых планах села Воскресенское Родинки тож за 1768 и 1861 года упоминается село Печатниково-Клеликово тож, расположенное на землях этой пустоши и находящееся во владении статского советника Григория Федоровича Ларина и статского советника Ивана Федоровича Кутузова.
А чем был славен боярин Стрешнев? Имя Семена Лукьяновича Стрешнева упоминается в истории суда над Патриархом Никоном (1660 г.).
В этой истории много параллелей с нашей современностью, и она достойна отдельной публикации, а в рамках нашей статьи освещу в ней роль боярина Стрешнева С.Л. Семен Лукьянович задает лжемитрололиту Паисию 50 вопросов, касающихся патриарха Никона. Паисий, которому патриарх Никон в своих письмах жаловался на царя, бояр и всех своих противников, дал на них свои ответы. Документ был представлен царю Алексею Михайловичу Романову Кампания против Никона началась. Царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I) - сын царя Михаила Федоровича Романова и его второй жены Евдокии Стрешневой-Романовой.
После смерти Семена Лукьяновича Стрешнева сельцом правила его жена Мария Алексеевна, урожденная Лыкова-Оболенская. Детей у Стрешневых не было, род бояр Стрешневых пресекся с кончиной Семена Лукьяновича. Вот поэтому в 1674 году деревня Родиново (Родинки) в качестве приданного переходит к племяннице Марии Алексеевны - Прасковье Алексеевне Нарышкиной, урожденной Лыковой-Оболенской. Отец Прасковьи Алексеевны - Алексей Алексеевич Лыков-Оболенский приходился Марии Алексеевне Стрешневой родным братом. Прасковья Ивановна 1 октября 1674 года выходит замуж за Ивана Кирилловича Нарышкина, брата Натальи Кирилловны Нарышкиной. Именно при этой владелице деревня Родинки упоминается 26 июня 1690 года в подлинной писцовой и межевой книге поместных и вотчинных земель как село Родинки.
Как я писала выше, до 1690 пода село Родинки было деревней. Статус села деревня получила после восстановления сгоревшего старинного Храма Воскресения Христова. В приходских книгах Патриаршею приказа есть сведения, что в 1638 году храма не было, он сгорел. Церковные земли сдавались на оброк крестьянам ближайших сел. 24 июня 1664 года по указу великого государя, церковная Воскресенская земля взята к Потешному дворцу. В 1687-1693 годах землею Воскресенской церкви пользовался с платой 3 р. 72 к. в год князь Иван Бесков Репнин.
11 августа 1686 года Прасковья Алексеевна Нарышкина обращается к патриарху Московскому и Всея Руси Иоахиму с челобитной восстановить сгоревшую в 1638 гаду деревянную церковь Воскресения Христова. В сентябре 1687 года от Патриарха Московского и всея Руси на эту челобитную была получена благословленная патриаршая грамота.
В 1688 году, согласно историческим материалам Холмогоровых, построена и освещена деревянная церковь Воскресения Христова. Когда была возведена самая первая (деревянная) церковь Воскресения Христова не известно.
Почему Прасковья Алексеевна решила восстановить сгоревший храм? С одной стороны, в каждом православном селе должна быть своя церковь, с другой стороны, восстановленный храм - это память о невинно убитом муже Иване Кирилловиче Нарышкине. Здесь есть интересная историческая параллель. На 3-м этаже Теремного дворца Кремля на север от Верхоспасского собора в 1682 г. в результате переделок церкви Евдокии появилась церковь Воскресения Словущего в память о другом убитом стрельцами 17 мая 1682 года брате Натальи Кирилловны Нарышкиной - Афанасии Нарышкине.
Каменная церковь Воскресения Словущего в сапе Воскресенское Родина тож. была возведена в 1763 году иждивением М.А. Нарышкиной. Трапезная и колокольня этой церкви были завершены в начале 19 века. Прихожанами церкви были не только жители с. Восхресенское Родинки тож, но и ближайших окрестных сел: Шевелкино, Чудинки. Там, в материалах богородского краеведения, можно прочитать о Рыбникове А.П. - прихожанине храма в сельце Родинки. Он построил не свои средства церковноприходскую школу, в память спасения Государя и его семьи 17 октября 1888 г.
О муже Прасковьи Алексеевны Иване Кирилловиче Нарышкине мы знаем со школьной скамьи, что он был убит стрельцами в1682 году А родился Иван Кириллович Нарышкин, старший брат царицы Натальи Кирилловны, в 1658 году. Имя его в разрядных записях не встречается до 1-го сентября 1674 г. В 1674 году он является уже стольником и «ближним человеком». 7-го мая 1682 г., после расправы со стрелецкими полковниками, был торжественный выход царя Петра Алексеевича в кремлевские Соборы. После торжественного выхода Петр жалует награды и милости Нарышкиным и их сторонникам Иван Кириллович был пожалован боярином и оружейничим, что возбудило зависть и недовольство среди бояр. 17 мая он был убит стрельцами во время стрелецкого бунта. Даты рождения и смерти Прасковьи Ивановны Нарышкиной неизвестны. Известно лишь, что в браке с Иваном Кирилловичем Нарышкиным у них не было детей. После смерти мужа Прасковья Алексеевна Нарышкина выходит замуж за Колычева. Но и второй ее брак оказался бездетным. В истории о Прасковье Алексеевне Нарышкиной-Колычевой мы знаем как о мамке царевича Алексеевича, сына Петра Первого от его брака с Евдокией Лопухиной. Любопытно, что браку Петра Первого с Евдокией Лопухиной способствовал помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных, также дальний родственник Евдокии Стрешневой - Тихон Стрешнев, причем крестильное имя Лопухиной - «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».
В 1714 г. Прасковья Алексеевна продала село Родинки другому представителю рода Нарышкиных - боярину Ивану Ивановичу Нарышкину. И.И. Нарышкин был женат на Анастасии Александровне Милославсжой. От этого брака родился Иван Иванович Нарышкин-младший. От брака боярина Ивана Ивановича Нарышкина младшего с княгиней Марией Алексеевной Таракановой родился сын Дмитрий Иванович, в будущем ефрейтор-капрал Лейб-гвардии конного полка Его Воличества. Этот полк известен своим участием в дворцовых переворотах. После смерти мужа Мария Алексеевна выходит замуж за князя Ивана Петровича Оболенского. Родителями Марии Алексеевны были Алексей Григорьевич Разумовский и Елизавета Петровна Романовна. Дмитрий Иванович Нарышкин, был последним представителем рода Нарышкиных, владевших селом Воскресенское Родинки тож. В Плане Генерального межевания Богородского уезда (2-я верстка) за 1797 год на Владимирском тракте расположена дер. Новая, входящая в состав села Воскресенское Родинки тож. Приобретена деревня была либо И.И. Нарышкиным либо его сыном. Дата приобретения сейчас устанавливается в архивах. Coгласно исследованиям балашихинского краеведа, как постоянный населенный пункт деревня упоминается в подушной переписи прихода Купавны за 1742 год. Следовательно, на этот момент деревня уже была в составе села Воскресенское Родинки тож.
Следующий владелец села (первая половина 19 века) - герой войны 1812 года генерал-майор Матвей Фёдорович Чихачев. Вступив на военную службу в 1804 году, Матвей Федорович с 1809 года был адъютантом военного министра Барклая де Толи. Участник Отечественной войны 1812 года, М.Ф. Чихачёв за отвагу и доблесть в сражении при Бородино в составе лейб-гвардии Семеновского полка был награжден Золотой шпагой с надписью «За храбрость». В Отечественную войну 1812 года подобной наградой был удостоен 241 человек. С 1819 по 1827 год владелец Алмазово находился в должности полицмейстера Санкт-Петербурга, был близко знаком с влиятельным вельможей А.А. Аракчеевым.
После Чихачева село переходит к ротмистру Александру Афанасьеву (Кожевникову). Его имя указано в экономическом описании к межевому плану за 1861 г. с. Воскресенское Родинки тож с деревней Новой-Щемилово. После него деревня Новое-Щемилово и сельцо Воскресенское Родинки тож принадлежат разным владельцам. Дер. Новощемилово владел Коваленков Иван Кузьмич, коллежский советник, а усадьбой при с. Родинки вдова надворного советника Екатерина Ивановна Петрова.
Последней владелицей усадьбы при с. Родинки была купчиха Ольга Петровна Татарникова.
Есть два межевых плана села Воскресенское Родинки так с экономическими описаниями Первый был изготовлен в 1768 году, второй - в 1861 году.
На первом плане указана церковь Воскресения Христова с выделенной церковной землей, господский дом слева от церкви, Владимирский тракт, проходящий через дер. Новую (делит деревню пополам), прямая аллея пейзажного парка соединяет диагональю деревню Новую с Храмом села Воскресенское (Родинки) Воскресения Христова, деля тем самым село на две части. На этом плане еще нет дер. Щемилово.
В экономическом примечании к этому межевому плану указывается: муж. душ -33, всего дясятин - 2047, сажень - 954 за исключением большой дороги. В переводе на современную меру площади территория села Воскресенское Родинки тож составляла 2231,23 га или 22,31 кв. км. Для сравнения: территория нашего поселения составляет 50 кв. км, из которых г. Старая Купавна занимает территорию площадью 10,62 кв. км.
Если посмотреть на План Генерального межевания Богородского уезда (2 верстка) за 1797 год, то можно заметить, что по дер. Новая идет граница Богородского уезда и Московским уездов.
После учреждения в 1865 году Богородской уездной почты, деревня Новая стала первым станционным пунктом в уезде, предназначенном для провоза земской почты. Деревня Новая упоминается и в боевых сводках Отечественной войны 1812 года. На пути продвижения захватчиков из Москвы первым оказалось село Ивановское, что рядом с городом Реутов (сейчас входит в черту Москвы). Французы стали бесчинствовать и грабить население. На помощь жителям села был брошен отряд из Новой деревни. Вот что говорилось на этот счет в одном из донесений: «Казачий пикет, расположенный в Новой деревне, получив сообщение о том, что французы грабят село Ивановское, в 11 верстах от Москвы, ночью напал и захватил в плен грабителей в количестве 11 человек, из них семь пруссаков, три поляка и один француз Пленных под конвоем отправили во Владимир».
Первое упоминание о деревне Щемилово появляется в материалах по истории формирования богородского ополчения 1812 года. На картах Шуберта Московской губернии за 1860 год есть и дер. Щемилово и дер. Новая, которая уже не входит в границы с. Воскресенское Родинки тож. Карта Шуберта Московской Губернии, 1860 год
Если сравнить два плана с. Воскресенское Родинки тож за 1768 и 1861 года, то видно уменьшение территории села Воскресенское Родинки тож за счёт появления самостоятельного населенного пункта села Новая Купавна и уменьшения территории деревни Новая. Деревня Новая распалась на три части, одна часть стала дер. Новая Щемилово (за ней идет Владимирский тракт) в составе села Воскресенское (Родинки), вторая часть отошла к владельцу пустоши Авдотьина, а третья часть деревни стала самостоятельной. В указателе селений и жителей Московского уезда, составленных К. Нистремом есть запись:
«Новая деревня, 2-го стана. Госуд. Имущ., 124 души мужского полу. 122 женского, 50 дворов 25 верст от столицы и 23 от уездн. гор, на Владимирской дороге».
В межевом плане за 1861 год появляется новая грунтованная Владимирка - шоссе Москва – Н. Новгород, Старый Владимирский тракт переименовывают в Скотопрогонный тракт.
План Генерального межевания Богородского уезда (2 верстка), 1797 год
Топографическая карта окрестностей Москвы )восток), 1878 год
И уже на топографической карте окрестностей Москвы (восток) за 1878 год дер. Щемилово и дер. Новая Купавна значатся как самостоятельные населенные пункты.
Помимо топографических карт, есть геологическая карта окрестностей Москвы в масштабе 1 84 000 или 2 версты в дюйме была составлена С.Н. Никитиным еще в 1896 году и напечатана в урезанном виде Геологическим Комитетом в 1897 году одновременно со статьей того же автора.
Иная судьба постигла пояснительную записку к этой карте: Никитин только намеревался её составить, но намерение это осталось, по разным причинам, им не выполненным, поэтому и выпуск карты в свет задерживался на неопределенное время. В 1909 году Никитин скончался, и Геологический Комитет принялся за издание его ненапечатанных работ. В первую очередь были изданы работы: «Cephalopoda Московской юры» (Труды Геологического Комитета, вып. 70); что же касается указанной геологической карты окрестностей Москвы, то среди материалов, оставшихся после автора, пояснительной записки найдено не было.
В виду этого Геологическим Комитетом и решено было выпустить карту Никитина в 1923 году, предпослав ей только небольшое предисловие.
Щемиловский гидростационар, а затем и Щемиловская гидрогеологическая партия (ЩГГП) - прообраз будущего пос. Зеленый, появился на землях дер. Щемилово в 1928 году возможно, выбор места под будущий стационар и происходил по геологической карте Никитина.
Что же осталось от усадьбы с. Воскресенское сейчас и ее церкви? В начале 1920-го года Главный дом усадьбы начала 17 века был разобран и увезен. Сохранились остатки пейзажного парка, частично застроенного. Из различных источников известно, что на территории южной части поселка Зеленый (наблюдательный полигон КГГЭ института ВСЕГИНГЕО), рядом с дорогой Старая Владимирка (Скотопрогонный тракт) находился дом владельцев дер. Щемилово. В настоящий момент на территории экспедиции ведется затянувшееся на несколько лет строительство многоэтажек. Исторические пахотные земли дер. Щемилово были превращены в поля фильтрации, поскольку против всех законов природы первые жилые дома пос. Зеленый были построены в низкой, болотистой местности, а канализационные стоки перегоняли на высокую часть местности (в южную часть микрорайона). Что происходит и сейчас. Сохранился только в своей первозданной чистоте Скотопрогонный тракт, на который выбрасывается мусор из ближайших коттеджей. В Москве сохранилась Городская усадьба 19 века О.П. Татарникоеой. Расположена она в Б. Дровяном переулке. Архитектор городской усадьбы – Э. Юдицкий.
Церковь действовала в Родинках по 1926 год включительно. Затем, здание церкви было переделано под жилой дом и передано дорожникам. В настоящий момент у санатория «Дорожник» в ур. Родинки здание бывшей церкви зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество как общежитие. Там проживают приезжие из бывших республик СССР.
Ирина Селезнёва
газета "Купавинские вести", № 31 (51) за 7 сентября 2012г
Источник: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/istorija_okrestnostej_kupavny/29 |