ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, НАРОЧНО ПРИЕЗЖАВШИЙ В ИЕРУСАЛИМ ИЗ АФИН, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ БОГОМАТЕРЬ, ПИСАЛ СВОЕМУ УЧИТЕЛЮ АПОСТОЛУ ПАВЛУ:
«Свидетельствуюсь Богом, что кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую перед Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ея благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух...Нельзя себе представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Богоматерь одним Своим видом свидетельствовала о том, что родившийся от Неё был воплотившийся Бог. Чудная Небесная Дева с безграничной скорбью и любовью стоит над морем людского страдания. Не страхом и угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведёт людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающем состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Икона Божией Матери, именуемая «Владимирская», до половины V века оставалась в Иерусалиме, затем её перенесли в Константинополь. В начале XII века список с иконы был подарен киевскому князю Юрию Долгорукому, а затем сыном его Андреем Боголюбским был перевезён во Владимир и, пребывая там в течении двух с половиной веков, стал именоваться Владимирской иконой. Она прославилась множеством чудотворений и в бесчисленных списках разошлась по стране, окружённая всеобщим почитанием.
Сегодня в Свято-Троицком храме находятся две особо почитаемые иконы Пресвятой Богородицы, именуемые «Владимирская» и «Державная». Они находились в церкви ещё до её закрытия.
Интересна история возвращения «Владимирской» иконы, упоминание о которой встречается еще в описях ХVII века. При закрытии храма в 1938 году икону незаметно вынес глубоко верующий житель Старой Купавны Александр Кирпичников. Позднее она попала в дом Ермолаевых, где и оставалась. Переехав впоследствии в Москву, эта семья отреставрировала икону, и молилась перед ней как перед чудотворной. Вот слова из памятной записки Екатерины Ильиничны Ермолаевой:
«Когда храм в Старой Купавне вновь открыли, мы стали думать, что иконы следует вернуть, но так как расставаться с ними очень болезненно и тяжело, то время шло и шло, а мы под всякими предлогами не везли их в храм. И вот в ночь на 1 января 1993 года я увидела такой сон: я была привезена на автомобиле в Купавинский храм, где все было очень хорошо, красиво, благоустроено; в центре храма стояли 2 аналоя, на одном лежала какая-то икона, на другом бумага, на которой было написано, что того, у кого есть иконы из этой церкви, просят их вернуть. Этот сон явно не простой, а повелительный. Поэтому мы всей семьей решили в ближайшие же дни срочно отвезти иконы в Старую Купавну и передать их в храм. Хотя мы и с глубокой грустью расстаемся с этими чудными иконами, мы знаем, что передаем их на почитание всем жителям Старой Купавны».
Хочется добавить, что когда «Владимирская» икона была отдана на реставрацию, то на обратной её стороне открылся лик преподобного Сергия Радонежского. С тех пор прошло 14 лет, а Божия Матерь с любовью и заботой смотрит на всех нас, доверяющих Ей свои печали и заботы.
Газета "Слово"
за июнь 2016 г, № 3 (59) |