Родилась в 1971 г. Училась на Высших православных иконописных курсах, ныне Православный гуманитарный институт "Содействие", г. Москва. Член Творческого Союза Художников России с 2003 г.
Подавляющее большинство работ - авторские, сделанные в традиционной иконописной технике. В иконописном рисунке автор предпочитает следовать русско-византийским традициям XII-XVI века.
Наиболее заметными работами автора стали Царские врата, Евхаристия и Дьяконские врата для главного иконостаса храма Богоявления села Бисерово, Московская область. Ещё одна храмовая икона Свет Луки (Войно-Ясенецкого), написанная по его прижизненной фотографии, отправилась за Читу, в храм его имени. Надо сказать и об уникальной иконе Успения Богородицы, которая находится в алтаре московского храма св. апостола Иакова Заведеева. Множество икон быпо написано по частным заказам.
В рамках Союза Художников России автор принимала участие в ряде творческих выставок, в том числе в международной выставке православного искусства "Свет миру", проходившей в московском "Манеже" в 2007 году; в выставке "Да святится имя Твое", посвященной Дням славянской письменности и культуры, в г.Коломна; в выставке "Русская икона из века в век", которая проходила в Братиславе с 28 апреля по 20 июня 2009 г., и была посвящена памяти Патриарха Алексия II; в выставке "Русская Америка" в Малом Манеже с 20 по 31 июля 2011 г.
Живет и работает в г.Старая Купавна, Московская обл.
* * *
СВЕТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
...ОНА ДЕРЖИТСЯ ПРЯМО. ВЫСОКАЯ ШЕЯ И ПЛАВНЫЙ РАЗВОРОТ ПЛЕЧ, ТЯЖЁЛЫЙ УЗЕЛ ВОЛОС НА ЗАТЫЛКЕ ВЫСОКОЙ ШЕИ, ЕСЛИ РАСПУСТИТЬ, - БУДЕТ ДО САМЫХ КОЛЕН. НИ ДАТЬ. НИ ВЗЯТЬ - СОШЛА С АНТИЧНОЙ ВАЗЫ. ЭТО ОКСАНА КУКОЛ - ИКОНОПИСЕЦ, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ.
В этом году исполнилось 10 лет с того момента, как Оксану приняли в творческий союз. Работы Оксаны экспонировались на всероссийских и международных выставках, находятся в действующих храмах, оберегают домашний лад во многих семьях.
«Да, для написания икон существуют канонические правила, но есть жесткие требования к позе, одежде, цвету, но прежде всего к лику. Вместе с тем в пределах канонов существует множество вариантов, которые может использовать мастер иконописец, чтобы создать узнаваемый образ, но при этом шедевр. Можно, конечно, писать быстро и... плохо, а можно быстро и гениально. Икона, знаете, откуда пошла? Оксана вопросительно смотрит на меня и добавляет, - с того момента как Иисус приложился к убрусу, на котором потом и отпечатался образ Спасителя. Мы говорим Спас Нерукотворный или Спас - мокрая брада. Каждое изображение святого ли, Богородицы или Спасителя непременно должно быть наполнено светом, воссиявшим на горе Фавор».
Второй момент в иконописи - создание евангелистом Лукой образа Богоматери. Мы не говорим портрет, а говорим образ потому, что канон иконописи требует, чтобы пропорции образа были отличны от телесного портрета. Удлинённые линии, определённые детали, складки одежды говорят нам о земном пути святого и одновременно свидетельствуют о его пребывании в мире горнем, исполненном Божественного света. Основной художественный прием иконописи - обратная перспектива. Это когда на переднем плане изображаются объекты меньшего размера, чем на заднем плане.
Икона - это не просто изображение - это скорее направление богословия, рассказ в красках, своеобразный код шифра. Понять икону - значит расшифровать её содержание. И тогда перед вами встаёт образ именно апостола Павла или Пантелеймона - целителя, Николая - угодника или Сергия Радонежского. Для создания такого «рассказа» используются только натуральные краски.
Как-то довелось мне побывать в иконописной мастерской во имя преподобного Алипия, и я удивилась тому, с каким усердием мастера растирали краски. Довольно часто для этого используются поделочные или полудрагоценные камни. Краски для иконописи купить невозможно - их каждый мастер готовит сам. То есть, конечно, можно приобрести их и в магазине, но настоящий мастер никогда не станет этого делать и вот почему. Основа иконописи - темпера, то есть натуральные краски на яичном желтке. В качестве растворителя или жидкой фракции используют растительные масла, уксус и даже... белое сухое вино. У настоящего мастера есть свои секреты приготовления красок. Использование других материалов, например, поливинилацетатных красок, даст яркую сочную картинку, но уже очень быстро на такой работе образуются кракелюры. Этим французским словом обозначают трещины на красочном слое живописи на холсте или на иконописных работах. Желток яйца да ещё в смеси с масляным носителем, сохнет очень долго, и это хорошо. Чем медленнее будет высыхать краска на яичной основе, тем меньше риск появления тех самых кракелюров.
Для людей, как для себя…
Процесс рождения образа длительный, и каждый мастер подходит к этому по-своему. Есть гении, которые пишут быстро и прекрасно. Другим требуется по крупицам выстроить образ, и только после этого брать в руки кисти. Если живописец для создания картины выполняет массу этюдов, то при написании иконы делать этюды не принято: икона пишется в один раз и навсегда. А ещё важно выбрать доску, тщательно высушенную и непременно прогрунтованную левкасом (особой смесью мела и растворителя).
Каждая работа для Оксаны как дитя, - родное, с какими-то недочётами, особенностями и с какими-то открытиями. Расставание всегда болезненно и тревожно, после него еще долго болит душа. Расхожее выражение о том, что мастер в каждую работу вкладывает душу, для Оксаны Кукол имеет буквальный смысл. «Я все иконы пишу как для себя,- утверждает она. - И мне кажется, в них сосредоточено особое тепло».
После каждой завершенной работы приходится восстанавливать душевные силы, ведь икону с опустошенным сердцем писать невозможно. Любую. В особенности, так называемую, мерную. Ведь это икона, которая создаётся для крещаемого малыша, и её размеры должны соответствовать росту новорождённого. Такая икона должна стать хранительницей человека на всю жизнь.
А творческая натура всегда ищет точку приложения. Когда душевные силы для написания икон нуждались в восполнении. Оксана Кукол стала писать стихи. У неё только на сервере «Стихи.ру» около тридцати тысяч читателей, а это аудитория солидная, особенно если учесть, что оценку творчеству дают, в основном, люди, уже ориентированные на поэзию.
И литературных опытах Оксаны, в отличие от многих поэтесс, больше гражданской и религиозной тематики, нежели таких привычных для женской лиры любовных стихов. Особенно поразило меня стихотворение о русском языке. Оксана шутливо называет свои поэтические опыты «словесным ветром», а мне думается, что уловить в таком «ветре» гармонии и образы по силам далеко не каждому. Хочу отметить, что Оксана Кукол отлично владеет литературной формой. Здесь и сонеты, и буколика, и маленькие хулиганские «ксаники», и совсем не женские иногда хлесткие образы. Правильно, иконопись ведь - это целостность образа, четкость линий и лаконичность формы. Здесь и четкое понимание социальной ситуации, и радостное ощущение мира, и лёгкая горчинка. Мир многообразен, и в нём частенько люди раскачивают чаши весов добра и зла то в одну, то в другую сторону. Герои сочинений поэтических - лирические герои и дед фронтовик, мама...
Спрашиваю о любимых образах, и Оксана с готовностью отвечает: Ксения Блаженная, Иоанн Максимович, Лука Крымский. А вспоминаю ещё и легкокрылого босоногого Ангела-хранителя, священномученицу Татиану в невесомо-бело-голубом головном покрывале - символе чистоты помыслов, величественную Богородицу - Киприотиссу, восседающую на престоле. И каждая икона наполнена внутренним сиянием, тем самым, с горы Фавор... Пасхальное яйцо - символ вечной жизни. Стены, возведённые па яичном желтке, стоят тысячелетия. Иконы, написанные темперой, имеют очень долгую жизнь, слава Ногу, неподвластную кракелюрам.
Оксана с сердечным теплом вспоминает своих преподавателей из Ногинской художественной школы. Она убеждена: заложенное тогда сохранилось и продолжает развиваться всю жизнь.
Она мечтает написать икону Ксении Блаженной, но к этой работе никак не удаётся приступить. И снова вспоминается тезис - замысел должен вызреть, и только тогда, только тогда родится одухотворённый образ.
Иконопись и поэтическое творчество как два крыла: когда больно, не дают упасть, когда радостно - манят к вершинам, которые ещё впереди.
Хочется поблагодарить Марию Листову за эту интересную встречу с Оксаной Кукол. За умение просто и доступно, но содержательно преподнести читателю всё самое главное и важное. А художнику и поэту Оксане Петровне, которая пишет для людей, "как для себя" - неисчерпаемого вдохновения и гениальных сюжетов!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]