В СУББОТУ 7 февраля В КУПАВНЕ СОСТОЯЛАСЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА: САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР «НИКА» ПОКАЗАЛ СПЕКТАКЛЬ «ПОЛЁТ НАД КУКУШКИНЫМ ГНЕЗДОМ» ПО МОТИВАМ ИЗВЕСТНОГО РОМАНА КЕНА КИЗИ.
...Отделение психиатрической клиники. Приглядитесь к нему внимательнее: это сюда попадает жизнелюб и хохмач, любитель розыгрышей и азартных игр Макмёрфи (Александр Мальков). Он не в ладах с законом, и ему предстоит экспертиза на предмет вменяемости. И оказывается, что каждый пациент отделения, в общем-то, не так уж ненормален. Просто они не вписываются в мир, который находится за стенами отделения. Вдумайтесь в смысл фраз, сказанных как бы, между прочим, вскользь. Что в отделении можно провести не один год, что тот, чье поведение будет «неправильным», может быть подвергнут электрошоковой терапии или даже лоботомии. И Макмёрфи задумывается, о чем? О том, что это отделение больницы ни как не лучше тюрьмы, может быть?
Пациенты обыкновенные, пусть и не совсем здоровые люди. Им доставляет радость любое занятие, будь то игра в баскетбол, или игра в карты. А когда Макмерфи предлагает устроить вечеринку, идею с восторгом подхватывает все отделение. Зрителям становится понятно, что данное отделение это самая настоящая... тюрьма.
Понятия любви и порядка у персонала больницы и ее пациентов вовсе не совпадают. Санитары безжалостно избивают пациентов. А вот Макмерфи, который обыгрывает в карты других пациентов, может поговорить с каждым из них по-человечески. Он находит именно те самые интонации, в которых человек нуждается. Это выводит его на противостояние с медсестрой Милтред Ретчед (Наталья Алексанина)... Мисс Ретчед являет собой образчик основы основ системы. Она убеждена в том, что обладает правом поощрять и наказывать пациентов сообразно сё представлению о порядке... И она, словно кукушка, пытается выбросить из гнезда неподходящих, а значит, чужих птенцов.
Потрясает сцена, в которой медсестра Ретчед грозится, что расскажет о «плохом» поведении Билли Биббита (Алексей Алексанин) его матери. Из этой сцены зрителю
совершенно ясно, что мать Билли, верная подруга мисс Ретчед, и является виновницей того, что сын попал в «психушку». Таких примеров, увы, и в жизни не так уж мало. Не в силах вынести этот страх, Билли накладывает на себя руки. И здесь, казалось бы, нарушитель закона Макмерфи не выдерживает и, вступаясь за несчастного, нападает на медсестру Ретчед.
Беседы Макмерфи с еще одним персонажем индейцем по прозвищу Вождь Бромден (Максим Бабаков) вселяют в Вождя уверенность, что дальше так жить невозможно, Бромден все слышит, но предпочитает скрывать это oт остальных. Словно пробуя свои силы, Вождь играючи cгибает ручку швабры, как лук, недостает только стрел. Затем, чтобы проверить, правильно ли ему сказал Макмёрфи о его же, Вождя, силе, отрывает тяжеленный ящик от пола... Именно Бромдену передастся эстафета бунтарского духа Макмёрфи. Именно Бромден отказывается верить в то, что неподвижное тело на каталке – Макмёрфи, и он ставит точку: нельзя жить овощем, потому что это та же смерть, только в ином обличье. И Вождь первым вырывается за пределы отделения - тюрьмы. Не зря у Макмёрфи в одной из мизансцен вырывается фраза: «Что вы расселись, как рассада по огороду!» Ведь из рассады получаются только овощи!
Это фабула. На самом деле пьеса о том, как недостает нам обыкновенного человеческого душевного тепла, как, во что бы то ни стало, система стремится «подравнять» всех, а тех, кто выделяется из общей массы, «учит» не выделяться с помощью электрошока или, что еще хуже, лоботомии. О том, что это такое, нам показывает персонаж, которого возят в коляске и которого избивают санитары. Пьеса еще и о том, как трудно принять человека таким, каков он есть, о том, как культивирует система в людях неприятие инакомыслящих и инакоживущих. Ты иной значит, ты плох и не годишься ни на что...
Холодной бело-ледяной декорации и белым халатам персонала противостоит группа пациентов одетых в больничные пижамы унылого грязно-серого цвета и живой в «светской» одежде (синие джинсы, светло-коричневая куртка и лихо повернутая козырьком назад бейсболка) Макмёрфи. Насколько очевиден переход между прозябанием и полнокровной жизнью! И не зря в финале на ладонях пациентов как протест, появляется красный цвет...
В спектакле кроме тех, кто вышел на сцену и готовил постановку, был ещё один участник - зрители. Публика волновалась и смеялась, замирала, напряженно вслушиваясь в диалоги. И (это важно) полный зал, а в нем зрители от 14 до (поверьте) очень почтенных лет! Редкий, но такой желанный миг единения!
Спектакль театра «Ника» под руководством режиссера Ивана Казаку показал, что его создатели играют на уровне профессиональных актеров. Конечно, если задаться целью сравнить эту постановку с ленкомовской или с фильмом Милоша Формана, наверняка, найдутся какие-то несоответствия. Но сама планка (с чьим творчеством сравнивать работу самодеятельного театра!) высока, и создатели спектакля её взяли! Случайно или нет, но именно сорок лет назад в городе Сейлеме штата Орегон начал снимать фильм на эту тему Милош Форман, так что и это можно считать символичным совпадением.
И наконец. В финале развернутый сестринский пост вдруг превращается в рубку корабля. За её стеклом улыбающийся Макмёрфи, который так и остался непобедимым. И корабль этот отправляется в плавание трудное, непредсказуемое, но ориентир у него - надежда!
Мария ЛИСТОВА
Старая КУПАВНА,
№ 5 (800) 12 февраля 2015 г. |