Более полувека шестипрестольная церковь Святой Троицы была закрыта для верующих. "Жемчужиной Подмосковья " называли её, особенно когда в начале 20 века она была перестроена. Долгое годы купавинцев окормлял батюшка Димитрий Богоявленский, пока в трагический 1937 год он не был расстрелян в Бутово вместе с дьяконам Иосифом Сченсновичем, канонизированном в девяностые годы, и представителями церковной "двадцатки".
Чего только не повидало многострадальное здание нашей церкви за эти десятилетия! На первом этаже располагался спортивный комплекс, проще - спортзал, как раз в приделе Андрея Первозванного. Купавинцы качали там свои мышцы и весело играли в волейбол. В приделе Илии Пророка находился гастроном с неизменным запахом рыбного отдела. Продавали хлеб, и даже какое-то время книги. На втором этаже были буфет, столовая-кафе, где шумно отмечали юбилеи, устраивали банкеты и свадьбы с неизменными музыкальными группами. На третьем было помещение, которое использовали под гостиницу. На месте кладбища при храме поставили "коробочку" для игры в хоккей, летом сюда приходили на танцы.
10 ноября 1990 года в газете "Советская Россия" был напечатан Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", в котором было сказано, что "свобода вероисповеданий является неотъемлемым правом граждан РСФСР, гарантированным Конституцией РСФСР и международными обязательствами Российской Федерации". Появилась реальная возможность вернуть местночтимую святыню - здание когда-тo прекрасного храма в лоно Православной церкви.
И тем не менее вопрос о передачи здания бывшей церкви православной общине в Старой Купание начался ставиться значительно раньше. Ещё год до выхода в свет Закона "О свободе вероисповеданий" подобным путём пошли верующие - жители села Бисерово относительно Богоявленской церкви, которая была также разорена, однако не использовалась для других целей. В течение года жители Купавны И.С. Куликов, Н.С. Гладковский, Владимир Елгазин, другие фабричные столяры помогали священнику о. Сергию Ткаченко восстанавливать храм Богоявления. Так постепенно пришел опыт, и возникло мнение написать депутатский запрос о передаче верующим и нашего Свято-Троицкого храма. Запрос был одобрен и утверждён местными депутатами единогласно.
В марте 1990 года православная община из двадцати человек была зарегистрирована по домашнему адресу Николая Сергеевича Куликова. Но впереди предстояло много работы. С депутатским запросом члены православной общины вместе с депутатами, возглавляющими комиссию но культуре, обращались и в Ногинск, и в Епархиальное управление, в иные инстанции с прошением о возобновлении богослужений в Свято-Троицкой церкви. Был выработан Устав и утверждён, согласно статьям действующего законодательства. И, наконец, община получила статус юридического лица. Рассказывает Николай Сергеевич Куликов:
"Наступил долгожданный день. Ровно 20 лет назад, в день Святой Троицы настоятель храма Богоявления о. Сергий Ткаченко приехал в Купавну со своим хором и при большом стечении народа отслужил молебен с вядосвятием на улице. Стояла замечательная погода. Отец Сергий поблагодарил собравшихся, православную общину, - всех, кто приложил усилия для возобновления богослужений. Рассказал о празднике Святой Троицы. Было предложено открыть воскресную школу, и какое-то время о. Сергий сам преподавал, занимался с детьми. А вот старославянскому языку учил в школе сын последнего настоятеля Лев Дмитриевич Богоявленский".
Вот уже 20 лет радует своим видом Купавинский Свято-Троицкий храм, стоящий на главной исторической плошали города. Особенно чувствовалась атмосфера возрождения, когда была построена заново колокольня, подняты на ней колокола, и на куполе с часами засияли золотые кресты. Сформировалась православная община, и в эти юбилейные дни особенно хочется низко поклониться тем, кто стоял у истоков возвращения нашей церкви.
Газета СЛОВО, Православный вестник прихода Свято-Троицкой церкви, г. Старая Купавна, № 4 (40) за июнь 2011г.
Ирина, здравствуйте! Спасибо за Ваш визит! Уточнять кто был захоронен на кладбище при Храме в досоветские стародавние времена, видимо, нужно у служителей нашей церкви. Выходит, что Константин Петров был служителем купавинской церкви?
Здравствуйте! Давно не была на вашем сайте. Я тоже рада, что наконец-то церковь обрела свой изначальный вид. Хочу спросить, может быть Сергей Николаевич знает. Моя бабушка говорила, что отец ее свекра, купца Петрова Павла Константиновича, был захоронен в самой церкви. Заранее благодарю за ответ Ирина Сидорова