Зимой 1904-1905 годов стали появляться слух» о происходящих в Петербурге
и в Москве каких-то беспорядках, которые создают какие-то
«забастовщики». Кто они такие? Нам - детям - коротко объяснили, что это
грязные рабочие, вроде разбойников, которые не хотят работать, не ходят в
церковь, ругают царя, ходят с ножами и бомбами и хотят революцию. Что
это всё представляло из себя с идеологической точки зрения, нам никто
толком объяснить не мог и не пытался, так как эти события, а по
тогдашнему понятию - беспорядки, являлись злостными нарушениями и
политических, и религиозных установок, следовательно, отрицательными
явлениями жизни. За это может последовать жестокая кара и наказание
свыше, так что все комментарии считались излишними и вредными. И в нашем
доме создавалась довольно напряженная обстановка, усугублявшаяся ещё
тем, что из окон было видно все, что происходило в самом, так сказать,
центре событий. А именно: обычная размеренная жизнь нарушалась
скоплением у здания фабричной конторы рабочих фабрики, как работавших в
это время, так и специально приглашённых на митинги. Выступавшие о
чём-то громко говорили, сменяя один другого, служащие подымали руки и
тоже что-то кричали, у некоторых были в руках самодельные красные флаги.
Так собирались не раз и много шумели до тех пор, пока не раздавался
предупредительный свист, что было сигналом о приближении конных казаков
из Богородска, разгонявших митингующих. А казаки скакали с гиком и
топотом мимо нашего дома, что наводило особый ужас на нас на всех. В это
время нам не разрешалось подходить близко к окнам из-за опасения, что
казаки могут нас увидеть и застрелить. Но нужно сказать, что кульминация
этих событий совпала с рождественскими каникулами. Мы в школу не
холили, но после каникул нам родители велели временно ходить в школу не
через фабрику, а в обход по другим улицам «Большой» (Б.Московская) и
«Новое Селение» (Октябрьская), из-за боязни не встретиться с
забастовщиками, которые могли и избить, и отругать ни за что. Но
понемножку всё успокоилось, зачинщиков беспорядков, как говорили тогда,
посадили в каталажку, а других наказали плётками и выгнали с фабрики, а
за царя отслужили молебен. Мы, дети, ничего, конечно, не поняв,
но запомнив увиденное, долго рассказывали друг другу кто и что видел и
слышал, одновременно проникнувшись твёрдой верой в незыблемость
порядков, созданных царем и его слугами пол непосредственным Божьим
руководством и Иго благословением. Потом появились рассказы о священнике
Гапоне, якобы пострадавшем вместе с петербургскими рабочими в крестном
ходу к царю. В этих рассказах Гапон фигурировал как образец
самопожертвования в деле защиты интересов рабочих масс, угнетённых
насилием жестоких предпринимателей и злых начальников. Появились
лубочные картинки с изображением крестного хода в Петербурге с Гапоном
во главе, а также верных царю казаков, разгонявших плётками
забастовщиков. Потом появился манифест царя о даровании каких-то
мизерных свобод - слова, печати и одновременно о карах за политические
беспорядки. Для нас, младших школьников, разобраться в сути этих
событий было не только невозможно, но и недоступно, да и не нужно, так
как с одной стороны толкования истинных событий преследовались, а
поскольку незыблемость самодержавия торжествовала, воля царя была
милостива, значит, за него и его семью надо молиться и его слушаться.
В школе же бывали иногда вечера-лекции с показом «туманных картинок» -
диапозитивов, репродукций с разных картин, в том числе и событий 1905
года, а также первых библейских историй. Диапозитивы демонстрировал
Ратьков Владимир Александрович, служивший тогда лавочником в хозяйской
лавке. Любопытен и довольно странен порядок событий,
происшедших. Через 32 года после революции 1905 года - в 1937 году, а
именно: в списке на арест «неблагонадёжных» людей были те, кто
участвовал в «забастовках», в том числе Боданов М.В., Тычинин Е.А.,
Торопченков А.С., уже умершие ранее, но всё ещё подозреваемые.
Был даже случай, о котором мне рассказала очевидица. К ней в дом в
ноябре 1937 года явился уполномоченный НКВД с незнакомым понятым с
поручением произвести обыск, а затем арест её отца, как бывшего эсера,
умершего в 1932 году, но стоявшего первым в списке подлежащих изоляции
за неблагонадёжность и причисленных в тот исторический период к лику
«врагов народа». Мне в дни заключения пришлось лично убедиться в
том, кто были эти «враги народа», в том числе и на личном примере, о
чём много записано в «Воспоминаниях» и когда-нибудь будет освещено в
исторической литературе. Откровения писателей замалчиваются, а писатели
предупреждаются, а иногда и преследуются. Конечно, бдительность - дело
непременное, но из истории факта не выкинешь. "Век седьмой",
альманах Старая Купавна – 2003г.
Источник: "Век седьмой", альманах, 2003г |