Меню сайта

Новые статьи
  • Улица Октябрьская. В.ЗАРУЦКАЯ (0)
  • [Поэзия, проза]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • НАШ СЫН ПОЛКА. Мерзликин А.М. (0)
  • [Бессмертный ПОЛК]

    Наш опрос
    Ваш возраст уважаемый посетитель?
    Всего ответов: 116

    Праздники
    Праздники России

    Поздравляем

    Друзья сайта
    СТАРАЯ КУПАВНА Ремонт компьютеров

    Кто на сайте:

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Личный состав: 0

    Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость


    СТАРАЯ КУПАВНА


    Суббота, 23.11.2024, 15:25
    Главная » Статьи » Город на Купавне-реке » История окрестностей

    Вотчина Спасо-Андронникова монастыря - село Бисерово
    Купавинские Вести. ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ
    _______________________________________
     
    Вотчина Спасо-Андронникова монастыря.
     
    Сбор архивных данных по истории населенных пунктов.  Длительный и трудоемкий процесс. Существующие сегодня цифровые технологии позволили существенно ускорить этот процесс и открыли новые возможности для поиска. Однако, при всей облегченности поиска подлинных исторических данных, в названиях построенных за последние несколько лет жилых микрорайонов и коттеджных поселков в настоящее время побеждает не история, а фантазия и маркетинг.
     
    Растущие как грибы после дождя подмосковные многоэтажные жилые комплексы и коттеджные поселки имеют либо вычурные громкие названия, либо же названия других старинных населенных пунктов с приставкой «новое» как бренд для привлекательности коммерческих продаж. Привнося на историческую карту Подмосковья чуждые данной местности топонимы, маркетологи компаний способствуют разрушению исторически сложившегося «ментального» ландшафта местности с его старинной топонимикой, которой не одна сотня лет. А как сказал Абуталиб ГАФУРОВ, «если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
     
    В таких обстоятельствах краеведам остается лишь одно - рассказывать старым и новым жителям настоящую историю земель, на которой они живут. Мой рассказ будет о старинном населенном пункте нашего муниципального образования селе Бисерово.
     
    Фото из архива «КВ»
     
    Село Бисерово расположено на берегу одноименного озера ледникового происхождения. В 1948 году на этом озере проводились археологические раскопки по неолиту. Археологи обнаружили семь стоянок первобытного человека и курганный могильник XI - XIII века. Курганный могильник был обнаружен на западном берегу озера, в 1,5 км к юго-западу от села Бисерово.
     
    Обнаруженные стоянки первобытных людей говорят, что Бисерово гораздо старше села Нового на Купавне, хотя мы до сих до сих пор и не знаем настоящей даты возникновения этого древнего населенного пункта.
     
    В дошедших до нас письменных источниках село Бисерово впервые упоминается в приправочной книге Андрея САБУРОВА с товарищами в 1623-1624 годах как вотчина Спасо-Андронникова монастыря: «...В селе - церковь Богоявления, а в церкви образа, книги, и ризы, и все церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Онофрий Афанасьевич, во дворе церковный дьячок Ивашко Ильин, во дворе пономарь Демка Алексеев, во дворе просвирница Парасковьица, да в селе двор монастырский, да крестьян 9-ть дворов». По административной принадлежности село было в составе Почернева стана Московского уезда.
     
    В старину село Бисерово было островком среди непроходимых лесов и торфяных болот, на которых крестьяне села и ближних деревень собирали клюкву.
     
    Названо село именем озера Бисерова, на берегах которого оно расположено. Озеро находилось во владении Донского монастыря. Поэтому второе название озера - Монастырское. Монахи монастыря разводили в озере пресноводную рыбу и стерлядь, они же и следили за его чистотой. Почему же у озера такое необычное название?
     
    На церковном языке «бисер» - это «жемчуг». В России жемчуг (речной) добывали из жемчужных моллюсков, местом обитания которых является особо чистая пресноводная вода рек и озер. В монастырях же жемчуг широко использовался для украшения одежды священнослужителей, для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов. Жемчуг был дорогим материалом, и для монастырей было выгодным иметь собственное производство жемчуга. Поэтому Донской монастырь и решил разводить в озере жемчужных моллюсков. Тем более, что состояние озера в те времена полностью соответствовало условиям для разведения жемчужных моллюсков.
     
    Успешно ли Донской монастырь разводил в озере жемчужных моллюсков, сегодня сказать невозможно. Но озеро с тех далеких веков и называется Бисерово.
     
    В 1646 году во владения Спасо-Андронникова монастыря в Почерневом стане кроме села Бисерово входили также пять деревень: Скрыпицыно, Аверкиево, Крюково, Кривякино, Вишняково. Всего в 1646 году в «Ондронникова монастыря в вотчине селе Бисерово с деревнями было 18 дворов, крестьянских людей в них 93 человека, 2 двора бобыльских, 2 человека, да двор вдовей нищецкой...».
     
    В 1677 году в селе были монастырский двор и 11 крестьянских дворов, в которых проживало тридцать четыре человека, а также 12 дворов с 55 крестьянами деревни Кривякино Черное тож и 13 дворов с 53 крестьянами деревни Вишняково. Жителями церковных дворов были поп Авраам УСТИНОВ с пономарем Фектистко УСТИНОВЫМ и дьячок Огафонко ФЕДОРОВ.
     
    В дозорных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1680 год указывается, что у самой церкви Богоявления «церковной пашни и сенных покосов нет», земля к церкви (пашня 2 десятины и сенные покосы на 10 копень волоковых) «дана из монастырских земель», и пользовался этой землей поп церкви Авраам УСТИНОВ.
     
    В 1704 году церковь Богоявления Господня была деревянной. К этому времени дьячок Агафон ФЁДОРОВ уже стал попом и имел двух сыновей: Павла 25-ти лет и Никиту 23-х лет. Во дворе при церкви также проживали дьячок Савелий ОБРАМОВ и два его брата: Михаил 35-ти лет и Захар 20-ти лет. Помимо села Бисерово и деревень Вешняково, Скрыпица, Кривякино Черное тож вотчине Спасо-Андронникова монастыря в том же Почерневе стане принадлежали село Карачарово и сельцо Печатниково. «Всего в дво селех з деревнями два двора поповых з дьяконом, два двора дьячковых людей, в них тринадцать человек, да крестьян девяносто шесть дворов, людей в них триста двадцать шесть человек».
     
    В 1715 году в селе Бисерово проживали «з деревнями сорок семь дворов, крестьянских людей мужеска сто семьдесятин, женска сто сорок семь человек; да пятнадцать дворов нищецких, мужеска тридцать, женска тридцать восемь человек». В 1748 году в селе было 36 душ крестьянских душ мужского пола.
     
    Свято-Андронников монастырь по меркам XVIII века был богатым монастырем. В 1764 году после секуляризации, как множество других монастырей Российской империи, он потерял часть своих вотчин и был причислен к монастырям 2-го класса. Утраченные монастырем вотчины с землей и монастырскими крестьянами перешли в ведение Коллегии экономии. Монастырские крестьяне стали экономическими крестьянами.
     
    Среди вотчин Свято-Андронникова перешедших в ведение Коллегии экономии было и село Бисерово с приписанными к нему деревнями Новая, Черная и Вишняково. В 1773 году староста села Никита АНОФРИЕВ и сотский Василий ИВАНОВ подают «сказку», где указывают, что село Бисерово — это «бывшее владение Свята Андроньева монастыря». В сказке также отмечается, что в селе с 1762 по 1773 год количество крестьян мужского пола сократилось на 17 человек. «Померли до заразы» -.  девять человек, «заразою» - трое, «выбыли в штат» трое «отдано в рекруты» - двое. Благодаря девяти «вновь рожденным» младенцам общее количество крестьян мужского пола в 1773 году составляло 55 человек. Всего в селе Бисерово вместе с приписанными к нему деревнями в том году числилось 319 крестьянских душ обоих полов.
     
    В 1786 году Коллегия экономии была упразднена, бывшие монастырские земли и крестьяне перешли в ведение Казенных палат губерний. Экономические крестьяне села Бисерово с приписанными к нему деревнями Новой, Черной, Вишняково перешли в разряд государственных и оказались в ведении Московской Казенной палаты.
     
    С 1788 по 1798 год в селе идёт поновление обветшавшей деревянной церкви Богоявления Господня. Под здание церкви и колокольни подводят каменный фундамент. Делают шатёр на колокольне и накрывают его тёсом. Золотят иконостас, реставрируют старые иконы и пишут новые.
     
    2013 г. Фото из архива «КВ»
     
    В 1800 году прихожане храма принимают решение о строительстве вместо деревянной каменной церкви. В 1810 году подают прошение на имя митрополита московского Платона, в котором просят дозволения построить им каменную церковь вместо деревянной на том же погосте. 22 нюня 1810 года прошение было удовлетворено.
     
    В 1802 году государственные крестьяне Московской губернии Богородского уезда были объединены в три экономические волости: Амеревскую, Вохонскую и Запонорскую. Село Бисерово с приписанными к нему деревнями Новая. Черная и Вишняково вошло в состав Амеревской экономической волости как бисеровский участок.
     
    В Отечественную войну 1812 года в Богородском уезде Московской губении в Амеревской волости, куда входило село Бисерово, действовал отряд крестьян во главе с Василием Емельяновым. Этот отряд защищал села и деревни волости от наполеоновских дивизий под командованием маршала Нея, не позволяя захватчикам грабить и разорять села. Как пишет Бартошевич В.В. в своей статье «Из истории награждения крестьянских партизан 1812 г.», Амеревская дружина уничтожила и взяла в плен до 300 солдат и офицеров наполеоновской армии.
     
    В 1814 году тщением прихожан по образцовому проекту в селе была построена каменная церковь Богоявления Господня в стиле классицизма, с трехъярусной колокольней. Пределов в церкви было три - во имя Богоявления Господня, во имя Казанской божьей матери и во имя преподобного Сергия. Церковь была построена из кирпича, производимого на кирпичном заводе в селе Бисерово. Ближайшие к церкви храмы были Троицкий в селе Купавна и церковь Воскресения Христова в Родинках.
     
    30 апреля 1838 года было высочайше утверждено Положение «Учреждение об управлении государственными имуществами в губерниях», в соответствии с которым с 1838 по 1841 губерниях создается четырех-ступенчатая система управления: губерния - округ – волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ.
     
    Село Бисерово вместе с деревнями Новая, Черная, Вишняково, Копнина, Русавкина, Дятловка и селом Зюзино образовало Дятловское сельское общество государственных крестьян Васильевской волости и было в ведении Московской палаты Государственных имуществ.
     
    В 1861 году территория села Бисерово была размежевана на два участка. Оба участка села Бисерово были во владении крестьян ведомства Московской палаты Государственных имуществ.
     
    Удобной земли на первом участке было 140 десятин 2268 саженей, на втором участке - 3085 десятин 143 сажени.
     
    18 января 1866 года Александр II подписал указ «О преобразовании общественного управления государственных крестьян», в соответствии с которым они переходили из ведомства Палат Государственных имуществ в ведение «общих губернских и уездных, а также местных по крестьянским делам учреждений».
     
    24 ноября 1866 года император Александр II передал Сенату именной указ «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». Этот закон, сохранял за сельскими обществами крестьян все предоставленные им в надел и все находящиеся в их пользовании земли и угодья. На владение вышеозначенных земель и угодий сельскому обществу выдавался особый акт - владенная запись.
     
    За пользование землей крестьяне обязаны были вносить в казну оброчную подать. За пользование лесным материалом в лесных участках, находящегося в составе крестьянского надела, также платили лесной налог.
     
    Сельские общества государственных крестьян села Бисерово и деревень Новая и Черная получили владенные записи на земельные и лесные участки, находящиеся в их пользовании, в 1807 году. Выкупили крестьяне свои наделы лишь в 1901 году по указу Александра III «0 преобразовании оброчной подати бывших государственных крестьян в выкупные платежи».
     
    Согласно клировой ведомости церкви Богоявления Господня за 1868 год, в селе в 1868 году было вольных дворов три (мужского пола душ - шесть, женского пола семь), государственных крестьян 39 дворов (мужского пола душ 105. женского -126).
     
    В приход бисеровского храма в 1868 году входили село Бисерово. деревня Вишняково, деревня Новая, деревня Черная, деревня Рюмина Безменкова. деревня Ново-Безменкова.
     
    Земли при церкви Богоявления Господня, значащейся в общем владельческом плане государственных крестьян села Бисерова с деревнями Новой и Вишняково, было: усадебной, пахотной и сенокосной 17 десятине четвертью.
     
    Прихожане бисеровского храма Богоявления Господня с 1837 года давали священно-церковнослужителям храма с каждой ревизской души ржаного хлеба по четверти меры, а с 1865 года по распоряжению Московской Палаты госимущества обеспечивали отопление домов церковнослужителей из отведенных им лесных участков.
     
    К церкви Богоявления Господня в селе Бисерово принадлежала деревянная часовня в деревне Вишняково. В 1899 году в деревне Новая была построена деревянная часовня на каменном фундаменте. Эта часовня также принадлежала церкви Богоявления Господня в селе Бисерово.
     
    При церкви была деревянная церковная сторожка на кирпичном фундаменте. Предыстория появления той сторожки такова. 1 ноября 1860 года священник храма Алексей Петрович СОКОЛЬСКИЙ просил у Митрополита Московского и Коломенского Филарета дозволения построить на церковные деньги рядом с храмом сторожевой Дом и в нем в одной половине открыть школу для детей прихода с обещанием учить детей безвозмездно. Владыка разрешил построить церковную сторожку. В ноябре 1861 года деревянный сторожевой дом на кирпичном фундаменте при храме был построен и в нем открыли приходскую школу и просвирню.
     
    С 1861 по 1868 год Сокольский на безвозмездной основе был учителем приходской школы при храме. За приобретение строительных материалов и денег для устройства церковной сторожки, церковно приходской школы, просвирни Алексей Петрович получил от митрополита Филарета грамоту.
     
    В 1868 году приходская школа по настоянию прихожан храма была передана к ведению Богородского земства, которое и 1880 году постановило закрыть школу из-за малого количества учеников. В 1883 году крестьяне села Бисерово и деревни Черной обратились в Богородское земство с просьбой вновь открыть школу в церковной сторожке. 1 января 1884 года школа вновь открылась.
     
    В статье «Как купавинская фабрика добывала торф в Кудиново», опубликованной 19 февраля этого года в шестом номере газеты «Купавинскне вести», я рассказала о промышленной добыче торфа в Богородском уезде на примере Маслова болота близ села Кудинова. В этой статье я коснулась и торфоразработок в Бисерово на Бисеровском болоте.
     
    Площадь Бисеровского болота составляла 420 гектар, толщина слоя торфа в нем была 1,41 метра, торфяной массы 5922тысячи кубических метров. Торфоразработки на Бисеровском болоте вели Докторовский завод Малютина, Товарищество Балашинской мануфактуры, фирма «Викула Морозов с сыновьями», Товарищество Реутовской мануфактуры.
     
    В 1883 году на Бисеровском торфяном болоте была устроена первая выставка торфяных машин отечественного и зарубежного производства. Лучшими были признаны машины Мальцевского машиностроительного завода, а также машины зарубежного производства (Шликейзена и др.).
     
    При работе на торфоразработках рабочие болели малярией. Разносчиком той болезни был малярийный комар. Хозяева торфоразработок для лечения заболевших рабочих в конце 1890-х годов в селе Бисерово открыли больницу, которая содержалась на средства хозяев торфоразработок. Та больница принимала на лечение и жителей села Бисерово.
     
    С 1912 по 1914 год на торфяном болоте Бисерово Торфмейстерской частью министерства земледелия проводились курсы но торфодобыванию.
     
    Рассказывая историю села Бисерово, необходимо рассказать и о духовных пастырях села священно-церковнослужителях церкви Богоявления Господня.
     
    В 1816 году священником храма Богоявления Господня был Антоний Андреевич ЗИНОВЬЕВ. Умер он в 1818 году в возрасте 15 лет. Сын отца Антония Александр Антонович, родившийся в приходе бисеровского храма, стал протодиаконом Московского Успенского собора. По воспоминаниям прихожан храма, отец Александр обладал громадным голосом, которым владел с величайшим искусством.
     
    Дьяконом церкви села Бисерово в 1816 году был Емельян ДАРОФЕЕВ. В 1827 году он был уволен от должности и умер в 1828 году в возрасте 93-х лет. Пономарем в церкви с 1816 по 1834 год был Егор ЕМЕЛЬЯНОВ. В 1834 году ему было 63 года. С 1816 года священником храма в возрасте 41 год становится Петр Никифорович НИКОЛЬСКИЙ. Приходским священником храма он служил до 1857 года. Затем священником церкви Богоявления Господня в селе Бисерово стал 24-летний Алексей Петрович СОКОЛЬСКИЙ.
     
    Родился Алексей Петрович в 1828 голу в Московской губернии, в семье священника. В 1852 году он закончил Московскую духовную семинарию. Кроме школы при храме Богоявления Господня в селе Бисерово Сокольским при храме был открыт бесплатный приют для бедных и детей и создано общество трезвости.
     
    По клировой ведомости за 1868 год притча храму было положено: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. По той же клировой ведомости с 1866 года дьяконом в храме был Александр Васильевич ДОБРОНРАВОВ (25 лет), дьячком храма с 1856 года Иван Васильевич КАРПОВ (20 лет) и пономарем Храма с 1839 года Иван Васильевич БОГОМОЛОВ (41 год).
     
    За штатом означенной церкви в 1868 году были престарелый священник церкви Петр Никифорович НИКОЛЬСКИЙ (64 года) с женой (59 лет), сын Виктор умершего священника вышеозначенной церкви Антония ЗИНОВЬЕВА и жена умершего дьяка Петра СТЕПАНОВА Дарья ВАСИЛЬЕВА (61 год).
     
    После отца Алексея СОКОЛЬСКОГ0 священником храма становится отец Петр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. В 1910 году священником храма был Алексей Александрович СПЕРАНСКИЙ, служивший до этого диаконом в храме вместе со священником Петром Рождественским. Священником храма в 1916 году был Иван Сергеевич ЗЕРЧЕНИНОВ, а диаконом и ктитором храма Константин Александрович ЦВЕТКОВ и Василий Григорьевич ЛАРИОНОВ соответственно.
     
    Село Бисерово после 1917 года.
     
    Революционные события1917 года коренным образом изменили и судьбу села Бисерово. В 1919 году в Васильевской волости Богородского уезда было создано 18 сельсоветов, среди них и Бисеровский сельсовет в одноименном селе.
     
    По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года, в селе тогда проживало 386 человек (192 мужчины и 194 женщины). В селе было 74 двора, из которых - 66 крестьянские. В селе работали школа первой ступени и лавка.
     
    Для русской православной церкви после 1917 года настали тяжелые времена. 23 января1918 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров о свободе совести, церковных и религиозных обществах. По этому декрету, церковь была отделена от государства, а ее имущество было объявлено народным достоянием. Наступили богоборческие времена.
     
    Монастырское хозяйство Донского монастыря на озере Бисерово было упразднено. Церковь в селе Бисерово была закрыта в январе 1939 года по причине смерти последнего священника отца Константина ЦВЕТКОВА, однако церковь не была разорена. Часть икон хранились у местных боголюбивых прихожан церкви. Благочестивая жительница села - Вера БАРИНОВА следила за сохранением храма и берегла в своем ломе напрестольное Евангелие и два антиминса.
     
    В 30 х годах прошлого века по всей стране крестьянские наделы начали объединять в коллективные хозяйства. Не стало исключением и село Бисерово. В нем создается колхоз имени им. 12-й годовщины Октября. В колхозе было 78 дворов, земли в общем пользовании 335,95 га, в т. ч. пашни 24, 25 га, колхоз позднее преобразуется в совхоз «Ногинский».
     
    В 1930-е годы торфопредприятие на Масловом болоте было названо именем писателя Максима ГОРЬКОГО. Торфоразработкам на Бисеровском болоте присвоили название «Участок торфоразработок имени Максима Горького».
     
    Выло четыре участка бисеровских торфоразработок. Торфоразработки просуществовали вплоть до конца 50-х годов XX века, когда основная масса торфа была выработана. В 1961 году на месте первого бисеровского участка торфоразработок было создано рыбное хозяйство Бисеровский рыбокомбинат (БРК). На базе БРК появился поселок Рыбхоз. Второй бисеровский участок торфоразработок существует сегодня как поселок Второй Бнсеровский участок в составе городского поселения Электроугли.
     
    Решением Московского областного комитета от 8 августа 1959 года №955 село было передано в административное подчинение рабочему посёлку Старая Купавна.
     
    В 1989 году Богоявленский храм возвращен верующим, настоятелем храма назначают отца Сергия ТКАЧЕНКО. Начинается восстановление храма. В 2014 году прихожане обновленного храма праздновали его 200-летие.
     
    В мае 1999 года невдалеке от церкви, на месте старой библиотеки, строят на народные пожертвования прихожан церкви и предприятий Старой Купавны часовню памятник погибшим в войну 39 сельчанам. На открытии часовни благочинный церквей Богородского округа протоиерей Михаил ЯЛОВ сказал: «В Бисерово теперь стоит памятник, которого давно ждала православная душа».
     
    30 сентября 2004 года выходит за № 596/38 постановление правительства Московской области «Об утверждении перечней объектов исторического и культурного значения, являющихся национальным достоянием...». По этому постановлению, церковь Богоявления Господня в селе Бисерово признана памятником архитектуры Московской области, а курганы «Бисеровские» - памятниками археологии Подмосковья.
     
    С 2006 года село Бисерово входит в состав муниципального образования «Город Старая Купавна» Ногинского муниципального района Московской области.
     
    Категория: История окрестностей | Добавил: Natulek (21.03.2016)
    Просмотров: 741 | Теги: Бисерово, Храм Богоявления | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск по сайту

    Облако тэгов

    Книги о Купавне

    Город на Купавне
    История г. Старая Купавна [132]
    Краеведение
    История окрестностей [25]
    Рыбхоз, Бисерово, Родинки, Н.Купавна, Щемилово, Зелёный, другие...
    Каменная летопись Купавны [5]
    Памятники природы и истории. Мемориалы
    Люди и Судьбы [64]
    Воспоминания о купавинцах
    Бессмертный ПОЛК [55]
    1941-1945
    Храм Троицы Живоначальной [11]
    Завод Акрихин [25]
    Фабрика [26]
    Творческие личности [47]
    Юные таланты [23]
    Дети пишут стихи
    Стихи о Купавне [25]
    Поэзия, проза [127]
    Литературное творчество купавинцев
    Культура. Исскуство [22]
    Театр, музыка, кино, другое творчество
    Разные статьи о Купавне [18]
    Жизнь города. События и факты
    Книги о Старой Купавне [33]
    Исторические параллели [39]
    Страницы Российской Истории

    Купавна. Фото

    Полезная ИНФО
    Значение имени [118]
    Описание имён, их значение и происхождение. Именные стихи
    Домашний очаг [5]
    Это интересно [14]
    Автомобили [2]
    Праздники [11]
    Здоровье [7]
    Интернет [2]
    Разное [5]

    Окрестности. Фото








    Copyright MyCorp © 2024
    Ссылка на сайт, при использовании текстовых и графических материалов, категорически приветствуется!

    [Детский Дом]
    [Промышленность]
    [Инкрустация Swarovski]
    [Картины]
    [Алмазово]
    [Церковь]
    [Инкрустация Swarovski]