http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/ Разбросаны по земле подмосковной, по долам и весям, во множестве старинные деревни и сёла. Когда они возникли и кто жил под нашим бездонным русским небом? На многие вопросы уже не найти ответа. Как не найти уже на карте многих деревень: ветер перемен унёс молодёжь от сельской жизни в города, и запустели когда-то оживлённые тракты. И заросли бурьяном остовы изб. Судьба пощадила село Бисерово, дала ему второе дыхание, как говорится, «влила новое вино в старые меха». Выросшее на берегу реликтового озера, каких всего двадцать в Подмосковье, село на протяжении многих столетий дышит печными трубами, продолжает расти. Возобновились службы в Богоявленском храме. Многое изменилось за последние пятнадцать лет!
Село Бисерово. 2002 год. Здесь иной образ жизни, нежели в Москве и даже в Купавне, иной ритм, и даже воздух иной. В промозглый ветреный февральский день воздух пахнет дымком - топится церковная печь, дымок стелется над домами. Но этот старый как мир способ обогреть своё жилище подчас собирает страшную дань: в прошлую пятницу сгорел дом Демидовых. Сейчас улица щерится обгоревшим остовом, напоминая как внезапно близко к людям может подкрасться беда.
Одна из больших проблем села - трудности с водой. Особенно в периоды наплыва дачников - в летнее время. Тогда за водой выстраиваются очереди. Лет двадцать-тридцать назад колодцев было пять, а в годы юности старожилов и того больше.
Слободка. Этому участку села порядка сорока лет. В шестидесятые годы начали давать землю под застройку, вот и образовалась вторая улица. У этой улицы своя нумерация домов.
За последние годы сильно меняется социальный состав села. Только за последние тридцать лет ушли из жизни около 170 бисеровцев. Из коренных жителей - дворов пятьдесят осталось. Приведу лишь небольшую часть старинных бисеровских фамилий: Емельяновы, Ананьевы, Арефьевы, Березины, Бариновы, Анисимовы, Малкиньц Пыловы, Горбачевы, Дороньевы, Тучины. А всё Бисерово - это около ста десяти - ста двадцати дворов.
Дальше — за селом - «микрорайон». Здесь живут приезжие, осевшие возле живописного озера. Живут своей отдельной жизнью, вздыбив вверх кирпичные стены типовых особняков. Старожилы называют из «кремлёвские богачи». Охранять свои «богатства» они нанимают местных ребят. Такова жизнь: богачей сейчас сторожат военные лётчики, инженеры и, вообще, честные люди. И, кстати, не чураются этой работы. Что поделаешь, если жизнь наша российская сейчас во многих своих проявлениях перевёрнута с ног на голову. И Бисерово - не исключение.
А в «стародавние» шестидесятые-семидесятые годы прошлого века почти все бисеровские работали на фабрике, редко кто в Москву ездил. Автобусов тогда не было, на смены ходили через лес. Особенно трудно весной и по осени, когда воды и грязи было много. Палочкой-выручалочкой для бисеровских был Михаил Васильевич Водопьянов - Герой Советского Союза, чья дача стояла невдалеке. Бывало, даже на крышу своей серенькой «Волги» посадит, лишь бы все доехали до фабрики. А если сам не ездил - сыну наказывал: всех подвозить. Кстати, благодаря ему была заасфальтирована в начале семидесятых дорога в селе и ремонтировалась она каждый год.
По осени утренние автобусы маршрута №37 всегда переполнены. Купавинцы плотным строем пересекают поле и скрываются в лесной чаще в направлении стрельбища. Некоторые через несколько часов возвращаются к остановке, а след других в лесах теряется в районе Щемилово и посёлка Зеленый. Местные жалуются: «Самим грибов и ягод не хватает». Впрочем, были времена: таскали корзинами одни белые и подосиновики. Сейчас же заезжие грибники выстригают даже поганки. А уж как лес запоганили свалками... Заедут на машине и выкинут, что самим стало не нужно. О, времена! О, нравы! Канули в Лету массовые гулянья на озере, когда бегали босиком по траве, не боясь порезаться. Сейчас мимо озера лучше проехать на автобусе и печально смотреть сквозь пыльное окошко на свалки мусора. Ведь нет настоящего хозяина у жемчужины Подмосковья. А раньше...
Некогда село Бисерово находилось в вотчине Спасо-Андроникова монастыря, о чём мы узнаём из документов 1624 года, времён Михаила Фёдоровича «Кроткого», самого первого из династии Романовых. Значит, скоро будет ровно 380 лет с момента первого упоминания села в исторических документах. Впрочем, село появилось задолго до того, как было занесено в соответствующий исторический реестр.
В документе от 1624 года упоминается также Богоявленская деревянная церковь. В 1814 году на месте этой церкви поставили новую - каменную, с тем же посвящением празднику Богоявления Господня. Эта церковь и «дошла» до нашего времени. Построена она была из кирпича, произведенного на местном заводе села Бисерово. В трапезной было устроено два придела - в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь преподобного Сергия Радонежского. Скоро у сельчан круглая дата - 180 лет каменной церкви.
Не обошли богоборческие времена Богоявленскую церковь. По рассказам, когда в тридцатых годах батюшку, отца Василия, забрали, осталась матушка Мария Франциевна с тремя детьми. С тех пор, и это просто чудо, храм не был осквернён. До 1989 года он простоял без священнослужителя. Хлопотали местные жительницы, и в Ногинск, и в Москву ездили, чтобы прислали священника. Охраняли пустое здание от тех, кто растаскивал его по кирпичику. Своими руками латали дырявую крышу, чтобы храм дожил до хороших времён. Хранили у себя церковную утварь, напрестольный Евангелие. Многих из них уже нет в живых. Нет уже Веры Кузьминичны Бариновой, много сил отдавшей, чтобы отстоять родной храм. Бабушки сохранили основу - Веру и память. Это их молитвами стоит село.
Прежние безбожные годы не могли пройти бесследно и не сказаться на людях. Пил безбожно народ, по всей матушке-России пил. И сёла наши не исключение. Но неправильно только негативное изображать. Плохое всегда видно, всегда на людях. А хорошее не всякий разглядит. Как говорится, «хорошая слава под лавочкой сидит, а дурная по дорожке бежит». Так за годы после открытия храма многое стало меняться и в людях. Усилиями настоятеля о. Сергия Дворецкого ежегодно дети из Воскресной школы, а также их родители и педагоги отправляются в паломнические поездки по монастырям и святым российским местам.
БАБУШКА ЖЕНЯ
Живёт по соседству тихой, невидимой для иных глаз жизнью великая труженица, так говорят о ней люди, - Евгения Никифоровна Баринова. Живёт одиноко, получая от государства в благодарность за десятилетия тяжелейших трудов, часть из которых даже не занесена в трудовую книжку, лишь небольшую пенсию. Родившаяся в далёком 1913 году, много перенесшая, она рассказывает о своей жизни и качает головой, словно удивляясь самой себе: как сумела всё вынести, пережить. Работать начала в детстве - жила семья из-за бесконечных войн в нищете, - сажали дети молодые ёлочки в лесу. Отец, придя израненный с фронтов, умер рано, в 1932 году, не воспитал детей. Пришлось им самих себя воспитывать. В молодости трудилась она в колхозе. В войну, в декабре 1941 года, мобилизовали её на работы в железнодорожные бригады. Видела Евгения Никифоровна смерть и кровь, мучения, перенесла холод и голод, работая в железнодорожных бригадах. Работали девушки без отдыха, шли следом за фронтом, восстанавливали разбитые пути. От неё узнавали односельчане о неизвестных эпизодах войны: бывало пролетит фашистский самолёт низко над работающими по восстановлению путей женщинами, крикнет лётчик на ломаном русском: «Ложись!», а сам отлетит в поле и скинет там бомбы. Живёт бабушка Женя одиноко. Случается, за водой к колодцу с кружкой ходит - большую тяжесть не поднять. Навещают её соседи. Помогает внучатый племянник. Иначе совсем туго пришлось бы. Ведь даже запастись топливом на зиму - проблема. Это самая страшная наша болезнь - не чувствовать одиночества и страданий ближнего своего. Во всём Бисерово их осталось трое - бабушка Женя, Любовь Малкина и Елизавета Бирюкова - старушки той, довоенной эпохи, чья сегодняшняя жизнь по совести должна была бы считаться национальным достоянием. Но махнули мы на них рукой, откупились нищенской пенсией. Мне было стыдно входить в нетопленую избу и видеть старушку, одиноко сидящую на стуле и смотрящую на меня уже почти невидящим взглядом. Она так и не стала солдатской вдовой. Она просто никогда не выходила замуж. Возможных женихов отняла у неё война. Она честно проработала всю жизнь, ухаживала за больной сестрой и матерью. И сейчас она даже не может дойти до церкви, которую в молодости вместе с Верой Бариновой и Любовью Малкиной охраняла от российских вандалов. Это поколение, отдавшее всего себя неблагодарным потомкам. ПАМЯТЬ
Усилиями Совета ветеранов, Старокупавинской администрации, настоятеля храма Богоявления о. Сергия Дворецкого в мае 1999 года на месте старой библиотеки был установлен памятник-часовенка в честь 39 бисеровцев, которые не вернулись с полей сражений. Их имена навечно занесены в список героев. Строительство это стало воистину народным. Многие прихожане Богоявленской церкви, предприятия посёлка Старая Купавна внесли пожертвования на возведение мемориала. На открытии часовенки благочинный о. Михаил Ялов сказал: «В Бисерове теперь стоит памятник, которого давно жаждала православная душа». В тот день вечно живые солдаты из подмосковного села вернулись домой, потому что человек живёт там, где его помнят и любят.
Автобусная остановка. Низкое февральское небо гонит с порывами ветра рваные тучи. Скоро окончатся холода, а с весной появляются у людей новые заботы, новые радости. Скоро будет тепло. Но пока потемневший снег с проталинами, на которых колосится прошлогодний бурьян, покрывает пейзаж до горизонта, и этот пронизывающий до костей ветер кажется единственным вечным элементом в этой изменчивой картине бытия. И только мираж вишнёвого сада висит разноцветным маревом в воздухе - мираж вырубленного огромного вишнёвого сада, который много десятилетий назад раскинулся от Бисерова до дороги, убегающей к берегам живописнейшего озера.
Век седьмой", альманах. Старая Купавна – 2003г.
Источник: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/knigi_o_staroj_kupavne/vek_sedmoj_almanakh/28-1-0-288 |