Граффити: между искусством и гражданским активизмом
© Микаэла
Известный
арт-менеджер рассказал «МН», где должны проходить выставки граффити и
есть ли будущее у уличных картин в музейном формате, а художница,
скрывающаяся под ником «Микаэла», поделилась впечатлениями от своего
участия в музейной выставке и объяснила, чем уличное искусство похоже на
политический активизм.
![](http://mn.ru/images/32844/69/328446980.jpg?142)
Марат Гельман, галерист,
директор музея современного искусства PERMM
— Можно ли считать граффити искусством? И если да, есть ли ему место в музеях и галереях?
— Лукавый вопрос… Конечно, есть люди, которые говорят: если это на
стену не повесить — разве это искусство? Но сегодня художник говорит на
разных языках, и если он делает граффити, перформанс или даже просто
строит дом — все это может быть искусством. Хорошим или плохим — это уже
другой вопрос. Что касается того, можно ли его выставлять в галереях,
на самом деле, ответ на это в истории уже есть. В 1980-х годах в
Нью-Йорке жил такой очень известный художник Жан-Мишель Баския, соратник
Энди Уорхола, сейчас заборы, которые он расписывал, восстанавливают,
выпиливают, они находятся в Музее Метрополитен и других американских
музеях. Так что если это действительно видный художник — его граффити не
дадут пропасть. Была такая история с его граффити на стене одного дома:
когда этот дом разрушали, стену с рисунком закрепили, придумали для нее
специальную раму, и саму работу удалось сохранить. Да, стремление
художника уйти от рынка иногда приводит его на улицу, к этому толкает
его стремление к прямому высказыванию, к диалогу с публикой. Но
художественная среда очень гибкая, она умеет все это интегрировать в
себя, так что если сделанная граффитистом вещь представляет собой
музейный проект, то она и оказывается в музее.
Граффитисты — безусловно, нарушители. Но если работа действительно сильная — это нарушение снимается
— К слову, об идеях, которые используют для своих работ
российские художники — в прошлом году в Перми было граффити с «плачущим»
нефтяными слезами Путиным, вы писали в своем блоге в ЖЖ, что хотели бы
найти его автора. Это удалось?
— Да, мы его нашли, более того – он даже у нас выставлялся, когда в
феврале я делал выставку «Вектор Перми». Правда, он продолжает скрывать
свое имя, выступает под ником Sad Man, «Грустный Мужчина». По-моему,
кроме меня, его до сих пор так никто и не знает. Вообще художественная
среда достаточно сложно выстроена — есть конкурсы, премии, ярмарки, если
художник хочет общаться с публикой в обход всего этого, для него лучший
путь — выйти на улицу. На Украине Ющенко, будучи президентом, рисовал
на заборе. Так как он по образованию, как известно, художник — видимо,
таким образом, он тоже пытался общаться напрямую с народом. С точки
зрения приближения искусства к народу у граффити долгая история —
начиная с фресок и наскальной живописи…
— Говорят, что у любого искусства есть индустрия продажи и продвижения. Есть ли она у граффити?
— Нет, здесь все-таки скорее антирыночная стратегия. Недавно мы
делали выставку «Anonymous» (выставка прошла в Пермском музее
современного искусства PERMM в ноябре, в ней участвовали 34 художника.
Большинство из них изобразило на своих работах обезличенных персонажей –
«МН»). На ней как раз было показано, что есть несколько стратегий,
которые художник может использовать на рынке искусства. И анонимность —
это абсолютно антирыночная стратегия, все-таки рынок построен на
брендах, именах, а здесь художники свои имена скрывают под кличками или
никами. Но существует и другой рынок, который для России сейчас особенно
актуален — наши города трудно быстро изменить в архитектурном плане,
для этого нужны десятилетия, поэтому граффитистов часто приглашают
работать на заказ. Два года назад у нас был еще один проект, фестиваль
под названием «Длинные истории Перми», когда мы провели конкурс среди
художников, заплатили всем гонорары, и они разрисовали заборы — это даже
стало культурным достоянием города, пермские жители очень любят этот
проект. Но это не художественный рынок, когда произведение сначала
делают, а потом выставляют на продажу. Скорее, оформительский — когда
художника приглашают для выполнения определенной работы.
В
рамках фестиваля «Длинные истории Перми» приглашенные уличные художники
оформили объекты городской инфраструктуры, реанимировав унылую
городскую среду
— А если бы вам предложили курировать выставку граффити — вы бы взялись за такой проект?
— Мы уже делаем, вот в июне в Перми будет фестиваль уличного
искусства. Конечно, выставку граффити надо делать на улице, ведь часто
художник не просто рисует на стене, а использует особенности этой стены,
моста, части города, так что в выставочные залы это может попасть
только в виде фоторепортажа. Есть, кстати, еще одна форма, которая часто
используется: когда рядом со стенами, расписанными граффити проводят
соревнования по брейк-дансу или рэпу — для такой субкультуры это
уместнее, чем что-либо другое.
— Как в этом случае быть с претензиями обывателей к
«незаказанному» искусству? К самым скандальным его проявлениям часто
относятся снисходительно, если оно не выходит за пределы галерей. Но на
уличной выставке граффити неминуемо вторгнется в жизнь почтенных
граждан…
— Да, это правильное соображение — ссылаясь на наш большой пермский
опыт, могу сказать, что к работам, которые выставляются на улице,
относятся менее терпимо, чем к тем, которые находятся внутри помещения. В
музее ты можешь повесить табличку «детям до 16» и выставить обнаженное
тело, а на улице работу увидят раньше, чем эту табличку — так что в этом
подходе есть смысл. И граффитисты — безусловно, его нарушители. Но если
работа действительно сильная — это нарушение снимается. Выйти за рамки
художественного пространства — для любого творца это естественно. А
общество, наоборот, стремится его ограничить — такой уж это процесс,
кто-то в нем выигрывает, кто-то нет.
Для стрит-арта идеально, когда сам город
работает как музейное пространство, когда стирается грань между
городской средой и музеем. Тогда пропадает и граница между обывателем и
художником
— Насколько граффити сейчас остается актуальным, по-вашему? И как оно будет развиваться дальше?
— Мне кажется, что Россия сегодня — страна, где граффити максимально
востребовано. За счет того, что страна неухожена, перестраивается, в
городах много таких мест, которые просто просятся, чтобы с ними
поработал художник… Поэтому я думаю, что взлет граффити, как это было
когда-то в Мексике, сейчас должен произойти и в России. Есть
замечательные проекты с оптическими эффектами, когда художники тоже
рисуют на стенах, но уже не с помощью красок, а с помощью проекторов,
лучей, лазеров — так что эта история еще не закончена.
![](http://mn.ru/images/33698/65/336986547.jpg?323)
Микаэла, художница, феминистка, активистка
— Почему граффити? Это просто метод?
— Сошлись несколько причин. Первая, самая простая — у меня был опыт
работы в трафаретной технике, то есть я просто стала делать активистские
проекты, используя уже наработанные навыки. Вторая причина в том, что
граффити — это независимая художественная техника, любой человек может
сделать граффити там, где ему нравится, и высказаться о том, что именно
для него важно.
— Создавая очередное произведение, вы учитываете тот культурный багаж, который этому методу сопутствует?
— История граффити — это в том числе история завоевания города
обычными людьми, присвоения своего города себе. Это так же история
политического сопротивления (например, написанные на стенах лозунги во
время политических протестов конца 60-х в Европе и США).
— В этом контексте что значит ваша анонимность?
— Это способ себя обезопасить. То есть в прямом смысле: не попасть
под административную статью. И в психологическом — снизить социальное
давление.
— Возможна ли музеефикация граффити? Когда ваши работы попали на выставку, это как-то изменило их статус?
— Я думаю, что для стрит-арта идеально, когда сам город работает как
музейное пространство. Точнее, когда стирается грань между городской
средой и музеем. Тогда пропадает граница между «обывателем», «пассивным
потребителем» и «активным художником». Поставить под вопрос эти границы —
и есть один из смыслов существования стрит-арта. Хороший пример —
Пренцлауберг, это район Берлина, где, кажется, на каждый метр улицы
приходится по талантливому рисунку. Это одновременно и жилой район, и
достопримечательность, очень важная для Берлина; в некотором смысле это
музей, но только живой, изменяющийся.
Но Москва — не Берлин, тут могут стереть даже очень красивое
граффити, среда и политический климат очень агрессивны. Любая
нестандартная игра с образами кажется опасной.
Риск получить агрессивный ответ есть в любом
активизме. А для меня стрит-арт — просто еще один вариант активизма,
очень выразительный и сильный
Я была удивлена, когда меня позвали в «настоящее» выставочное
пространство, сначала на «Феминистский карандаш», потом в музей Мухиной.
Я, конечно, согласилась, потому что мне было интересно и очень
хотелось, чтобы «Народоволок» увидело как можно больше женщин. Это был
важный для меня опыт, т.к. я не представляла себе всей внутренней
галерейной кухни. Изменился ли статус моих работ от попадания в
выставочное пространство, я не знаю. У меня не было ощущения, что мои
работы что-то потеряли или приобрели. По-моему, у художественной работы
может быть, например, статус «цельная осмысленная работа» или «работа не
пойми о чем». Этот статус не меняется от того, выставлялась ли работа в
престижной галерее.
— Каков срок жизни ваших работ?
— Большую часть моих работ закрашивают довольно быстро, они
существуют от двух недель до нескольких месяцев. Поэтому я стараюсь
сразу фотографировать для архива и для отчета в интернете. Только тот
стенсил, что внутри моего подъезда, уже год не трогают. К тому, что
работы закрашивают, я достаточно спокойно отношусь, потому что это
условия работы. Когда ты выносишь свое высказывание, свой рисунок на
улицу, ты вступаешь в диалог с жителями города, и реакция может быть
часто агрессивной, безразличной, обесценивающей. Так как я часто делаю
что-то недалеко от дома, я вижу, что мои трафареты в целом закрашивают
чаще, чем обычные аполитичные тэги, которые иногда вообще не трогают.
Неприятнее всего было, когда рядом с Винзаводом закрасили подписи под
«Народоволками», оставили только лица, что полностью нивелировало
политический смысл проекта. При этом, насколько я поняла, мой ник
закрасил гораздо более известный, чем я, граффитист и лектор Кирилл Кто,
а подписи под портретами — кто-то из его знакомых художников. Эта
история действительно меня разозлила — и потому, что это сделали сами
художники, и потому, что стерто было именно политическое содержание. ОК,
тебе нужно место — закрась, сделай поверх. В таких случаях хочется
пойти самой залить все краской, чтобы не висела покалеченная работа, но
не всегда физически есть возможность.
«Для меня граффити — просто еще один вариант активизма, очень выразительный и сильный» © Микаэла.
Но риск получить агрессивный ответ есть в любом активизме. Когда ты
выходишь на пикет, тебя могут оскорбить или избить. Активизм же всегда
концентрируется на точках напряжения, на чем-то, где есть проблема,
уязвимость, несправедливость. Чем громче о социальных проблемах
говоришь, тем больше вероятность, что реакция будет агрессивной. Реакция
на все последние ЛГБТ-акции тому хорошее свидетельство. И активизм, и
стрит-арт — это вторжение в социальное пространство. Не только граффити,
вообще стрит-арт в своих самых разных проявлениях — от
стикеров/объявлений до огромных расписанных стен. Для меня это просто
еще один вариант активизма, очень выразительный и сильный.
— Корни граффити – в банальном вандализме. Вас это не смущает?
Я не согласна с тем, что корни граффити — в банальном вандализме. И
само понятие «вандализм» я бы не назвала банальным. В этом понятии есть
важная политическая составляющая. Власть всегда стремится навесить
негативный ярлык на независимую инициативу, если ее невозможно
подчинить. Под словом «власть» я имею в виду не только государственную
машину и какие-то конкретные постановления/запреты, но и более тонкие
механизмы как их определял Фуко — например, патологизация и
психиатризация «неразумного», необычного поведения, «ненормативной»
сексуальности. Если люди запуганы и боятся сделать что-то новое или
необычное — это тоже механизм власти, пусть даже нигде не написано
«запрещается», все равно работает самоцензура. Поэтому когда
«вандализмом» называют граффити, я вижу в этом попытку обесценить
свободное художественное течение, которое настолько свободно,
своеобразно и неконформно, что его невозможно контролировать. В
стрит-арте много спонтанности, то есть как раз того, что любая
авторитарная культура старается изгнать, запретить или, если не
получается, назвать «глупым», «подростковым», «неразумным»,
«варварским».
Надо перестать считать, что есть кто-то, кто
лучше знает, какими должны быть вокруг тебя стены. Не хочешь серую
бетонную стену — нарисуй на ней оленя
Я думаю, что корни граффити, как и любого искусства — в наскальных
рисунках, когда на стене пещеры люди оставляли отпечаток своей руки.
Корни в желании оставить на стене свой след и, таким образом, создать
символ человеческого присутствия. Дело в том, что пространство, в
котором мы живем, в очень большой степени обезличено. Улицы, по которым
мы ходим — они как будто ничьи, никому не принадлежат. Точнее, мы
привыкли считать, что они принадлежат или государству (привет от СССР)
или коммерческим структурам. И нас научили отдавать свое право говорить
на улицах государству или рекламе. Но в городе живем мы — люди, и это
общее пространство — для нас, поэтому мы можем влиять на него и изменять
его. Я не верю в то, что людям интересны государственные постановления и
реклама. Я думаю, что людям интересны сами люди. На самом деле, это то,
на что мы, горожане имеем полное право — говорить в общественном
пространстве о своих проблемах или о радостях. Вообще о том, что важно.
Мы можем менять город вокруг, потому что это наш город, и если мы начнем
это — тогда город вправду станет нашим. Это еще один важная идея
арт-активизма — перестать считать, что есть кто-то, кто лучше знает,
какими должны быть вокруг тебя стены. Не хочешь серую бетонную стену —
нарисуй на ней оленя. За этим стоит идея того, что ты сам отвечаешь за
свой мир, и да, в том числе за стену, мимо которой дети идут в школу. Я
делаю ровно это — говорю в общественном пространстве о том, что мне
важно.
http://mn.ru/moscow_people/