Московские вокзалы начали приводить в порядок. Железнодорожники обещают
выгнать оттуда бомжей, бомбил и торговцев крадеными мобильниками. Как
идут перемены? Корреспондент «КП» решил проверить.
ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ: ФОНТАН НА МЕСТЕ РЫНКА
Выхожу из метро «Комсомольская» и не узнаю местность. Вместо массива
киосков, в которые мы все упирались с середины 90-х, - фонтан. Он,
правда, не работает - зима, зато вокруг фигурные, как на Арбате, фонари и
плитка. Целый сквер! Все ларьки с шаурмой, беляшами и товарами для
дачи, тянувшиеся вдоль путей Ярославского направления, снесли. А где
цыгане? Ни одного ромалэ с гроздью подержанных мобильников! Хаос,
впрочем, отступил недалеко. В сотне метров от выходов из подземки
остался торговый центр «Комсомольский». Заходишь - и тебя тут же атакуют
шумные вьетнамцы.
- Джинсы, куртки, кроссовки! - набрасываются на меня внуки Хо Ши Мина.
Чуть ли не бегом - чтобы ничего не впарили - возвращаюсь к
Ленинградскому вокзалу. Здесь снова Европа. Прямо у спуска в подземный
переход установили электронное табло. Не надо рыскать по вокзалу и
задирать голову. Удобно.
Бомбил не видно - и правда разогнали! На стоянке такси (раньше ее не
было) стоит машина с табличкой «Free». Типа «свободен». Озираюсь.
Англоговорящих не видно - кругом только таджики и узбеки. Знаменитая
плешка - стихийный рынок труда - с площади трех вокзалов никуда не
делась. Для кого же табличка?
- На Ленинградский вокзал настоящие иностранцы приезжают. Европейцы, из Питера, - пояснил таксист.
Рядом со стоянкой такси почти пустая парковка: столбики, шлагбаум, паркоматы. Как в аэропорту!
Мужчина на «Форде» заезжает, но вскоре рулит на выезд.
- Первые 15 минут бесплатно, а с 16-й - 250 рублей за каждые полчаса, - объясняет мне парковщик.
- Сколько?! Даже в «Домодедово» 50 рублей берут, а тут в пять раз больше!
- Тарифы не я устанавливаю, - пожимает плечами парень.
Оказалось, парковка принадлежит одной из дочерних компаний РЖД (см. «Комментарий РЖД»).
Вскоре вижу: владелец «Форда» нашел местечко метрах в трехстах и спешит
к Ярославскому вокзалу. Встречает кого-то, наверное. Ох и далеко ему
сумки тащить! Вот тебе и Европа...
КИЕВСКИЙ: ЦВЕТОЧНИКИ ПЕРЕЕХАЛИ
Приезжаю на Киевский. Когда-то здесь была главная в Москве цветочная
ярмарка. Кавказцы торговали розами начиная от выхода из метро. Сейчас не
торгуют. А там, где у шестой, пригородной платформы стояли ларьки,
теперь забор.
- Киоски убрали недавно, - рассказывает охранник Сергей. - Здесь
павильон будут строить с турникетами, чтобы в электричку прямо с улицы
проходить.
А вот на Брянской улице цветочные ларьки остались. Торговцы лишь отодвинулись от вокзала, но не исчезли.
- Пусть будут, - рассуждает таксист Виктор Васильевич. - Надо же людям
где-то цветы покупать! Раньше эти торгаши на площадь перед вокзалом
«Газели» с товаром загоняли. Ни пройти из-за них было, ни проехать. А
сейчас, видишь, никому не мешают.
А вот бомбил с Киевского выселить не удается. От самого вокзала их
прогнали, но самодеятельные таксисты начали ставить машины чуть дальше -
у ТЦ «Европейский». Слишком уж место хлебное.
НА ПАВЕЛЕЦКОМ ПОСТРОЯТ ТЦ
Павелецкий вокзал. Здесь тоже перемены: удалось убрать несколько
десятков ларьков слева от главного входа. Когда-то киоски стояли здесь
одной длинной стеной. В щелях между ними грелись бомжи, а экономные
пассажиры, не желая тратить 20 рублей на туалет, справляли здесь нужду.
Теперь у вокзала стало куда чище. Рядом с Павелецким железнодорожники
разбили сквер: фонтаны, скамейки, клумбы, детский городок.
- Здесь появился музей Московской железной дороги, а рядом с ним
мини-парк для местных жителей и пассажиров Павелецкого вокзала, -
пояснили «Комсомолке» в МЖД. - Зайти может любой человек.
Правда, перед вокзалом по-прежнему огромный котлован.
- Здесь построят подземный торговый центр, - рассказали мне в мэрии. -
Была идея от него отказаться, расторгнув контракт с инвестором, но тот
уже вложил в стройку миллиарды рублей, которые пришлось бы
компенсировать за счет средств бюджета.
Инвестора, впрочем, удалось убедить уменьшить торговые площади с 60 до
18 тысяч квадратных метров. А число парковочных увеличить с 600 до 1230.
Так что вечных пробок, как у Киевского вокзала, где построен ТЦ
«Европейский», или Курского (ТЦ «Атриум»), возможно, удастся избежать.
Впрочем, сам торговый центр будут строить еще 3 - 4 года. Уютно у
Павелецкого станет еще не скоро.
Увы, на других вокзалах перемены пока не так заметны. У Савеловского -
те же пробки и много ларьков, у Белорусского - застывшая стройка, у
Рижского - рынок. Радует одно: приводить окрестности вокзалов в порядок
все-таки начали.
КОММЕНТАРИЙ РЖД
«Вместо залов ожидания - кафе»
- Мы только начали «переформатирование» столичных вокзалов, это дело
нескольких лет, - заявил «Комсомолке» официальный представитель Дирекции
железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. - Хотя на некоторых
пассажиры увидят перемены куда быстрее. На Ленинградском вокзале,
например, уже в I квартале 2012 года вместо киосков с беляшами откроется
площадка, где несколько недорогих сетевых ресторанов предложат свое
меню. На Казанском вокзале в зале № 9 уже идет реконструкция. Там
откроется крупный торговый центр. Вообще смысл перемен в том, что
вокзалы превращаются в супермаркеты на платформе - как во всем мире.
Любая коммерческая активность с привокзальных площадей убирается и
переносится внутрь. При этом торговля и общепит внутри будут
цивилизованными. Никакой шаурмы.
- А цены? Шаурма по крайней мере недорого стоит. А «цивилизованный
общепит» в тех же аэропортах - это 100 - 200 рублей за бутерброд!
- Нет, на территорию вокзалов мы приглашаем прежде всего общепит
сетевой, с демократичными ценами. Ведь вокзалы в отличие от аэропортов
посреди города. А в городе высокая конкуренция. Если обед стоит дорого,
пассажир просто переходит через дорогу и обедает в ближайшей пельменной.
Поэтому в высоких ценах на вокзале не заинтересован никто. Кстати, для
тех, кто не хочет много тратить, появятся аппараты с шоколадными
батончиками, водой, чаем, кофе.
- А вы не боитесь проблем с освобождением привокзальной территории?
Когда власти сносили Красногвардейский рынок или закрывали Черкизон,
продавцы даже дороги перекрывали!
- С владельцами ларьков у Ленинградского рынка нам действительно даже
судиться пришлось. Но ведь решили проблему. В целом же ситуация
напоминает ту, что сложилась у Павелецкого. Крупные компании берут в
аренду площади у вокзалов «оптом». А потом сдают их «в розницу»
предпринимателям-ларечникам по более высокой цене. В итоге, не ударяя
палец о палец, эти компании имеют очень неплохой доход. Зато когда нужно
площади освобождать, нам не приходится вести переговоры с каждым
конкретным ларечником. В итоге территорию у Павелецкого и Киевского
вокзалов, например, мы вернули быстро. А коммерсанты теперь смогут
рассчитывать на аренду площадей уже в самих вокзалах.
- Что же будет рядом с вокзалами?
- Скверы со скамейками, фонтанами и скульптурами, парковки, остановки
такси. В общем, облагороженная городская территория, а не ряды киосков.
- А в самих вокзалах - торговля?
- Там будет весь спектр услуг. Супермаркеты, аптеки, магазины для
дачников, цветочные магазины, парикмахерские... Через несколько лет, я
думаю, уйдут в прошлое даже залы ожидания. Пассажиры будут ждать поезда в
недорогих кафе. На некоторых вокзалах проектируются даже вертолетные
площадки для воздушного такси. Но это не завтрашний, а послезавтрашний
день.
- Вернемся к сегодняшнему. Цены на парковку останутся такими же высокими - 250 рублей за полчаса?
- Платные парковки у вокзалов пока работают в режиме эксперимента.
Возможно, цена будет ниже или... выше. На самом деле цель создания
парковок - не заработать денег, а убрать лишние автомобили. Ведь возле
вокзалов всегда есть развлекательные заведения, торговые центры, офисы.
Люди приезжают туда, а оставляют машину у вокзала. В итоге -
транспортный коллапс. Мы же хотим четко структурировать парковочное
пространство. Здесь - такси, здесь - остановки общественного транспорта,
который, кстати, должен останавливаться не за полкилометра, а рядом с
самим вокзалом. А вот тут - автомобили встречающих и провожающих.
- Но люди не успеют встретить или проводить родственников за 15 бесплатных минут!
- Возможно, это время будет увеличено. А вообще его определяли не мы, а
специалисты, которых привлекали для организации парковки. А если
человек понимает, что за 15 минут не успеет, то оставить машину он может
не перед, а рядом с вокзалом, где разрешена парковка. В любом случае мы
хотим сделать вокзалы более удобными для горожан, а для этого там
должен быть порядок.
А вы что думаете?
$