Об этом во вторник, 30 августа, на слушаниях в Общественной палате
напомнил представитель министерства Сергей Тугаринов. Так, с «зайцев»
предлагается брать 50-кратную стоимость проезда в пределах одной зоны. В
Московской области этот тариф составляет 16,5 рубля, а в черте Москвы -
26 рублей. Таким образом штраф может составить от 825 до 1300 рублей, в
зависимости от того, где безбилетника застукает контролер - на
территории Подмосковья или столицы.
Кроме того, проезд без билета предлагается расценивать не как
административное правонарушение, а как неустойку за нанесенный ущерб. В
этом случае взыскивать ее смогут непосредственно контролеры, без участия
блюстителей правопорядка.
Конечно, обсуждая проблемы пригородных перевозок, в Общественной палате
говорили не только о «зайцах». Все беды за то, что нас возят в старых
душных вагонах, за то, что тарифы слишком уж велики, или за отмену
электричек принято валить на РЖД. Между тем в рамках реформы, проводимой
на транспорте, большая доля ответственности за пригород сейчас лежит на
региональных властях. Именно они определяют, сколько электричек, с
каким интервалом и на каком направлении необходимо. Так же власти
регионов устанавливают тарифы и принимают решение об их дотациях. РЖД
же, как превозчик, лишь предоставляет подвижной состав и обслуживает
инфраструктуру - пути, вокзалы, платформы.
- Правительство Самарской области, которому принадлежит 51% акций
Самарской пригородной пассажирской компании (ППК), приняло решение с мая
вдвое сократить пригородное сообщение, а жалобы на отмену электричек
потоком идут к нам, - рассказывает Геннадий Верховых, начальник
Департамента пассажирских перевозок РЖД.
Долги Самарской ППК железнодорожникам составили 700 млн. рублей, «Кубань-экспресс» - 400 млн. рублей.
- В авиации, мы знаем примеры, аэропорты прекращали обслуживание
самолетов и при куда меньшей задолженности, - напомнил Верховых.
(Недавно авиакомпания «Континент» объявила себя банкротом из-за долгов в
32 млн. рублей - Ред). - РЖД же, понимая социальную значимость
пригородных перевозок, ищет другие пути решения проблемы.
До остановки движения электричек дело дошло лишь однажды. На такую
крайнюю меру пришлось недавно пойти в Иркутской области. Там
администрация области никак не реагировала на предупреждения и
требования железнодорожников погасить долги.
Кстати, затраты на содержание инфраструктуры составляют значительную
часть в стоимости железнодорожных перевозок. Этим во многом и
объясняется дороговизна проезда в тех же электричках. Например, когда мы
покупаем билет на автобус, то в его цене не заложено практически
никаких отчислений на содержание автодорог.
Учитывая такую особенность, в 2011 году правительство выделило РЖД 25
млрд. рублей, которые пошли на сдерживание тарифов в пригороде.
Транспортники также оптимизировали свои расходы. Благодаря всему этому
тарифы на проезд в электричках в нынешнем году в среднем по стране
выросли только на 3%. В Москве и Московской области по сравнению с
прошлым годом они не изменились.
В рекомендациях, которые приняли участники обсуждения в Общественной
палате, говорится, что подобные субсидии должны выделятся ежегодно.
Кроме того, необходимо решить вопрос о финансировании перевозки
льготников. И - самое главное - ускорить принятие закона "О регулярном
железнодорожном сообщении".
КСТАТИ
Каждый шестой пассажир электрички - безбилетник
В ходе обсуждения проблем пригородных перевозок глава ВЦИОМ Валерий
Федоров представил результаты опроса «Почему Россияне не платят за
проезд».
Как выяснилось, в городском транспорте ездят «зайцем» лишь 5% пассажиров, а в электричке - едва ли не в четверо больше - 18%.
Когда участников опроса спросили, в каком виде транспорта, по-вашему,
можно не платить за проезд, на первом месте также оказались электрички -
63% респондентов. А вот маршрутку среди таковых назвали только 9%
опрошенных.
Половина опрошенных безбилетных пассажиров признались в том, что для
них подобная поездка - это способ сэкономить. Для 17% респондентов это
форма протеста против завышенных тарифов.
Правонарушением неоплаченный проезд в транспорте считает лишь 12%, при
этом больше 60% опрошенных уверены, что мелкая кража в магазине - более
серьёзный проступок, чем безбилетный проезд.
Каждый пятый опрошенный оправдывает неоплату проезда в электричках
низким качеством перевозок: отсутствие туалетов, старые неудобные
вагоны, отсутствие вентиляции и т.п. Но лишь каждый десятый готов
платить за комфорт больше.
Максим БРУСНЕВ