Недавно известный разоблачитель политических тайн – сайт WikiLeaks
опубликовал переписку американских дипломатов с Вашингтоном по проблеме
освоения богатств Арктики. Тема актуальна, как никогда. Сегодня к
полярным морям устремлены взоры по меньшей мере 20 стран, ибо в будущем
Арктика станет не только источником богатейших энергоресурсов, но и
ключевым транспортным узлом планеты. Те же Соединенные Штаты обеспокоены
тем, что имеют в своем распоряжении лишь три ледокола, два из которых
были построены более 30 лет назад. В «ледокольном» реестре пока лидирует
Россия, имеющая 18 мощных ледоколов, семь из которых являются атомными,
а всего ее ледокольный флот насчитывает порядка 40 судов.
И, тем не менее, ледоколов России не хватает уже сегодня – к примеру,
нагрузка на атомные ледоколы, построенные Балтийским заводом, возросла
практически в два раза по сравнению с прошлым годом, транспортные
перевозки по Северному морскому пути возросли в разы, вопрос постройки
новых судов становится всё более актуальным.
Единственным в стране предприятием, которое строило атомные ледоколы,
является Балтийский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. С 1956
года – года своего 100-летия – предприятие целенаправленно работало над
их созданием, а также выполняло проекты в области надводной ядерной
энергетики. Тут даже сварка объектов с атомным реактором требует
высочайшего мастерства – в стране, кроме «балтийских» судостроителей,
никто не готовил специалистов с опытом такой работы. За свою 155-летнюю
историю Балтийский завод построил ледоколов больше, чем любая отдельно
взятая верфь в мире. Заметьте, что даже уникальные по техническим
решениям атомные ледоколы Балтийский завод строит без помощи
иностранцев.
Пожалуй, только специалисты понимают, какой прорыв сделало предприятие,
когда выполняя государственный заказ, один за другим ввело в строй
самый большой в мире ледокол-атомоход «50 лет Победы» (2007 г.),
дизель-электрический ледокол «Москва» (2008 г.), а следом и его
брата-близнеца с названием «Санкт-Петербург» (2009 г.). По сути, на
северные моря России пришли ледокольные титаны! К примеру, корпус
116-метрового «Санкт-Петербурга» рассчитан на толщину проходимого льда
до 1 метра, ледокол с повышенной маневренностью и проходимостью
предназначен для проводки крупнотоннажных судов шириной до 50 метров,
буксировки судов во льдах и на чистой воде. Ледоколы не имеют аналогов в
мире, так как с помощью новейшего оборудования, самостоятельно
разработанного на заводе, могут двигаться как вперед, так и назад, без
необходимости разворачиваться во льдах.
Еще более впечатляет атомоход «50 лет Победы», гигант дедвейтом 25
тысяч тонн, длиной 160 метров. Не случайно после его ввода в
эксплуатацию на Западе начались панические разговоры о «ледокольной
угрозе со стороны России», а в американском Конгрессе адмирал Тэд Аллен
заявил: «Мы теряем позиции в глобальной конкуренции!»
В 2009 году прибывший на церемонию подъема государственного флага
Российской Федерации на линейном дизель-электрическом ледоколе
«Санкт-Петербург», построенном на Балтийском заводе, глава Правительства
РФ Владимир Путин заявил: «На Севере находятся такие богатства, которые
в будущем будут востребованы не только Россией, но и всем
человечеством», добавив, что альтернативы ледокольному флоту в деле
освоения арктического шельфа нет и быть не может…
Казалось бы, при таком-то потенциале у предприятия должно быть
прекрасное экономическое состояние. Но как недавно заявил журналистам
гендиректор Балтийского завода, Андрей Фомичев, награжденный в прошлом
году знаком «Почетный судостроитель РФ», на заводе с начала этого года
идут задержки по зарплатам, предприятие задолжало деньги поставщикам.
- У Балтийского завода совершенно ненормальная ситуация с заказами, -
рассказывает директор. - Нам твердо были обещаны заказы на
танкеры-газовозы – от «Газпромфлота» и «Совкомфлота», государственные
заказы на дизель-электрические и атомные ледоколы. Конечно, через
конкурсы, но я уверен, что большую их часть мы бы выиграли. К примеру,
атомные ледоколы строил и умеет строить только один завод в стране –
Балтийский. Мы получили от заказчиков соответствующие письма и
зарезервировали под них мощности, провели модернизацию, ездили
знакомиться с технологией строительства газовозов к корейцам. Поэтому мы
не можем набрать обычных коммерческих заказов в стране и за рубежом –
если бы вдруг завтра поступил заказ на ледокол или газовоз и тут бы
выяснилось, что их место занято под другие заказы, меня бы в лучшем
случае просто уволили. Но заказы на газовозы так и не были оформлены,
хотя соглашения по резервированию под них мощностей остаются в силе.
Конкурс на дизель-электрический ледокол переносится уже полтора года.
История с заказом на атомный ледокол тоже тянется три года – и вот
свежая информация: ОСК решила строить его на «Адмиралтейских верфях» на
паях с финнами. Я ничего не имею против «Адмиралтейских верфей», которые
уже вошли в состав ОСК, но хочу напомнить: все атомные ледоколы – от
«Ленина» до «50 лет Победы» – строил Балтийский завод, причем без помощи
иностранцев. Если бы нас предупредили об этом хотя бы пару лет назад и
сняли с нас бронь на резервирование мощностей – мы давно набрали бы
других заказов, - утверждает почетный судостроитель России.
Сегодня завод продолжает работать вопреки действиям высокопоставленных
чиновников, но финансовое положение предприятия продолжает ухудшаться.
На днях Андрей Фомичев и заместитель профкома предприятия А.Горбачев
подписали письмо на имя председателя правительства Владимира Путина, в
котором подчеркнули, что без вмешательства руководства страны ситуацию
вряд ли возможно разрешить. «Наш коллектив готов работать на развитие
отечественной промышленности с полной отдачей. Все, чего требуют люди –
это восстановление справедливости. Приглашаем Вас посетить наше
предприятие, чтобы на месте убедиться в его кадровом и производственном
потенциале и настрое коллектива на труд во благо Отечества», - написали
судостроители.
Мы помним, что даже в тяжелые военные годы страна делала всё для
спасения своих уникальных предприятий. Сейчас мы тоже находимся на
переломе: вырабатывают или выработали свой ресурс построенные в
советское время атомоходы «Ленин», «Арктика», «Сибирь»… Не дремлют
зарубежные «арктические конкуренты», закладывая на стапелях корабли для
своего продвижения в Арктику. Есть планы, по которым Россия до 2020 года
намечает спустить на воду еще три универсальных атомохода нового
поколения мощностью по 60 МВт, один ледокол-лидер мощностью 110 МВт,
семь дизель-электрических и четыре вспомогательных портовых ледокола.
Только вот чиновники не определятся – то ли спасать уникальный завод-
ледоколостроитель, то ли потопить это предприятие в интригах и
банкротствах банков и бизнес-структур… Можем ли мы допустить такое,
когда страна должна дать миру русский ответ по освоению Арктики?
Сергей МАТВЕЕВ