Коллективу предлагают совершенно бесплатно новую крышу над
головой и зал на 200 мест, хорошо ли это для избранной творческой формы -
не слишком ли много, и как быть с нулевым бюджетом - вопросы пока без
ответов
Антракт или финал? Маленький русскоязычный театр в Риге
остался без средств к существованию. Государство отказало труппе в
дальнейшем финансировании. Актерам остается надеяться только на чудо.
Репортаж Максима Гусарова.
Максим Гусаров, корреспондент: - Достать лишний
билетик на театральную премьеру хоть и с трудом, но все же удавалось
многим. А вот попасть не только на закрытие сезона, но и на закрытие
всего театра - случай действительно редкий и печальный. Жизнь,
наверное, самого маленького театра в Риге начиналась динамично, а
перспективы были самыми радужными. Удивительно, но на площади величиной с
3-комнатную квартиру в подвале одного из домов в самом центре Риги
разместились не только сцена и зрительный зал на 67 мест.
Карина Татаринова, актриса «Театральной обсерватории»:
- Разница не только в помещение и близости. Разница в театральном
направлении. Как Галина Полищук делает спектакли, и как мы учимся это
все играть. Как мы играем. То есть, как мы говорим со зрителем,
обращаемся к нему. Как мы играем спектакли, втягивая их, они
втягиваются.
За 5 прожитых лет у театра было, казалось, все: билеты на спектакли,
кстати, не только на русском, но и на латышском языках, продавали лишь
на полгода вперед, труппа занимала первые места на международных
фестивалях, государство оказывало весомую поддержку, с «Театральной
обсерваторией» сотрудничали известные режиссеры и музыканты. Один из
них, Раймонд Паулс, теперь вместе с коллективом в ролике социальной
рекламы просит о помощи - Министерство культуры решило полностью
прекратить финансирование. Годовой бюджет в 200 000 долларов театру
самостоятельно не осилить. Его решили закрыть.
Галина Полищук, художественный руководитель «Театральной
обсерватории»: - Все говорят: "Ну, что ты, перестань. Для
Латвии это нормально. Когда закрывают театры, больницы, когда мы будем
умирать голодные. Диалога уже нет с правительством", - так считает уже
практически все население. И поэтому, ну, есть слабый-слабый лучик
надежды, что может быть, как-нибудь, все-таки кто-то нас услышит, и
кто-то этот кошмар остановит.
В небольшом зале рядом со сценплощадкой на закрытие театра актеры
устроили выставку реквизита и костюмов. Тут и классика «Трамвая
«Желание» Теннесси Уильямса, и современная русская драматургия пьес
Елены Исаевой, и особенный проект по киносценарию Федерико Феллини и
музыке Раймонда Паулса. И, действительно, есть, что вспомнить. Ведь
после последнего антракта неминуемо наступает последний финал.
Андис Квепс, актер «Театральной обсерватории»: -
Чувство еще сохраняется, то, что мы сильны, что мы выживем. Я в это
верю. Не хочется верить, что это последний выход на сцену.
Андрис Булис, актер «Театральной обсерватории»: -
Художник не берет оружие, он остается художником. А у тех - это на их
совести. Я играл до последнего. Отдал все, что у меня есть.
И вот уж совсем по-театральному. Под самый, что ни наесть, финальный
занавес из – нет, ни Министерства культуры - а Рижской думы пришла
благая весть. Коллективу предлагают совершенно бесплатно новую крышу над
головой и зал на 200 мест. Хорошо ли это для избранной творческой формы
- не слишком ли много, и как быть с нулевым бюджетом - вопросы пока без
ответов. Главные опасения режиссера Галины Полищук, чтобы актеры,
живущие без зарплаты уже несколько месяцев, не уехали зарубеж.
Максим Гусаров, Игорь Уткин. «ТВ Центр», Рига, Латвия. |