Запретительная политика - несомненно, инструмент крайне
удобный. Чем разгребать ворох частных проблем, систематизировать все
ролики и шестеренки и в итоге приводить в человеческий вид какой бы то
ни было механизм, проще его, как те понедельники, взять и отменить. В
России подобная схема используется по любым поводам, причем давно и с
неизменным восторгом.
На этот раз под громогласное "Запретить!" попали автобусные перевозки. Как сообщает газета "Труд",
Минтранс РФ, возглавляемый Игорем Левитиным, недавно подготовил проект
постановления правительства РФ о "реализации положений указа президента о
создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на
транспорте". Согласно этому документу, около 70% всех автобусных рейсов,
регулярных и заказных, приходящихся на ночное время, окажутся под
запретом.
Причина более чем уважительная - угроза терактов, да и
ездить по ночам, говорят чиновники, опасно. Однако на выходе эта мера
может оказаться пшиком, к тому же больно бьющим по карману россиян. Не
стоит забывать, что автобусный транспорт популярен в России из-за менее
дорогих, в сравнении с альтернативными вариантами передвижений, билетов.
А для многих жителей провинции ночной трансфер на автобусе -
единственный вариант уложить поездку в одни сутки.
Если запрет на ночные поездки в маленькой Латвии или
Эстонии, возможно, и был бы оправдан, отмечает "Труд", то понять, как
реализовать подобную меру в России с ее огромными территориями и рейсами
продолжительностью в 20 - 30 часов, дано не каждому. А пробки?
Вспоминается пример Украины, в которой еще шесть лет назад отменили
ночные рейсы. В итоге водители, у которых назначенное время прибытия
граничило с полуночью, вынуждены были идти на нарушения и пополнять
бюджет, выплачивая штрафы. Или, с большей долей вероятности, наполнять
карманы автоинспекторов.
Увы, даже на этом не исчерпывается разрушительный
потенциал решения команды Игоря Левитина, заинтересовавшейся подобными
перевозками, похоже, только после теракта в московском метро, когда
смертницы приехали в Первопрестольную именно на автобусах. Тогда,
кстати, появилась более здравая и менее "революционная" идея - продавать
билеты на автобусы только при предъявлении удостоверения личности, - но
она заглохла на старте.
Так вот, запрет на перевозки по сути застопорит
деятельность целой отрасли, оставив невообразимое число граждан России
без средств к существованию. "В случае принятия закон остановит отрасль
пассажирских междугородних перевозок, - цитирует "Труд" директора
ассоциации "Межрегионавтотранс" Дениса Линева. - В России 150 тысяч
автобусов на междугородних маршрутах. И многие рейсы можно будет
закрывать, потому что они станут нерентабельны. Сотни тысяч людей
останутся безработными".
Днем ездить экономически нецелесообразно и более опасно,
объясняют сведущие люди, так как в светлое время трассы перегружены
транспортом. И потому, чтобы ни говорили в Госавтодорнадзоре о "плохой
видимости" и прочих факторах, якобы представляющих опасность ночью,
после заката суток шансов стать участником ДТП даже меньше, полагает
"Труд".
Но это спорные материи, и точек зрения на то, в какое
время суток опаснее ездить, может быть множество. А как быть с
придорожной инфраструктурой? По всей видимости, чиновники Минтранса
забыли, что здесь России тоже нечем похвастаться. Можно предположить,
что, к примеру, пассажиры автобуса, который идет 24 - 26 часов до
курортной Анапы, заночуют по дороге в мотеле. Но, даже если не говорить о
том, кому и сколько придется платить за койко-место, где найти столько
мотелей? Околошоссейная гостиничная индустрия не настолько развита.
Обеспокоенные явной абсурдностью проекта, эксперты и
участники рынка бьют тревогу, приводя все новые и новые аргументы. Но
крышка гроба для отрасли автобусных перевозок в виде проекта
постановления правительства, подготовленного с подачи министра Левитина,
похоже, уже сколочена. На скорую руку, кривовато и непродуманно. |