* * *
История села
Ни народного предания, ни документов нет, кто первый облюбовал то место, где стоит село Бисерово и поселился на нём. Но нет сомнения в том, что местность, где село Бисерово, как недалеко отстоящая от Москвы, была свидетельницей каких-либо событий, например, битв, потому что в поле, – по направлению к деревне Черной, есть курганы, при разрытии которых находили кости людей взрослых, а вещей каких-либо при них не найдено. Об этих курганах также нет никаких преданий, ни документов.
* * *
История приходского храма. Первоначальное построение храма,
первое упоминание о нём в сохранившихся письменных памятниках (если время первоначального построения неизвестно),
возобновление храмов деревянных, замена деревянных каменными,
важнейшие перемены в храмах
Тем же мраком неизвестности, как история села Бисерова, покрыто первое построение и храма Богоявления Господня. Местность села Бисерова с деревиями была монастырская – принадлежала Спасо-Андроньеву монастырю. Но кто подал первую мысль заложить храм в Бисерове и когда – неизвестно. С несомненною достоверностью можно сказать, что храм в селе Бисерове уже был в царствование Алексея Михайловича (1645-1676). Так, например, священник (поп) Сидор Семенов покупает на мирские деньги по приговору потребник патриарха Иосифа. Тот же священник жертвует в церковь Богоявления Господня Евангелие, напечатанное во второе лето патриаршества Никона*. (*На потребнике надпись по листам: "книга глаголемая потребник села Бисерова церковная – Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа, а куплена на мирские деньги... а подписал сию книгу поп Сидор Семёнов...” На Евангелии по листам подписано: " Положил Евангелие в Церковь Богоявления Христа Бога Нашего священник Сидор Семёнов по своей душе”.)
Должно быть новый храм скуден был средствами, когда потребник – необходимую для треб книгу – покупают по мирскому приговору на общественные деньги или получают от доброхотных дателей: как, например, Евангелие.
Строением церковь была деревянная с таковою же колокольнею, крыта тёсом, а фундамента не было; под углами были большие дикие камни. Престол был один. Церковь стояла на краю села, хотя теперь вследствие роста селения – находится среди села. Долго о состоянии храма нет никаких сведений. Но в это время храм обветшал и потребовал большой ремонтировки.
С 1788 года по 1798 год, в течение десяти лет идёт его возобновление. Поновление храма состояло в том: подведён фундамент каменный (цоколь) под церковь и колокольню; церковь и колокольню подняли и подрубили четыре венца из брёвен соснового леса; сделали шатёр на колокольне, накрыли всё новым тёсом; маляры выкрасили церковь снаружи и внутри; позолочен был иконостас; написаны новые иконы и поправлены старые. Ограда церковная была деревянная. Но эта ремонтировка только на время могла удовлетворить религиозные чувства прихожан, которых в 1800 году обоего пола было 1086 человек (цифра большая прихожан). Поэтому скоро возникла мысль о построении вместо деревянной каменной церкви. (Опись 1814 г.)
* * *
Построение каменного храма вместо бывшего деревянного
В 1810 году прихожане нашей церкви просили у Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Платона дозволения построить им каменную церковь вместо деревянной на том же погосте, что им и было дозволено выдачею храмосдательной грамоты от 22 июня того же 1810 года.
Средств для построения нового каменного здания прихожане почти вовсе не имели; поэтому они попросили у Епархиального начальства сборную книжку, по которой и начат был сбор (пр. кн. 1811 г. июнь). Собравши по ней больше тысячи рублей денег, прихожане с Божьей милостью заложили новый храм во второй половине 1811 года (пр. кн. 1811 г. август). По мере сбора денег от доброхотных дателей строился и новый каменный храм. В 1814 г. в ноябре месяце (пр. кн. 1814 г. ноябрь) он был освящён; но нужно заметить, что это была одна настоящая, даже не было каменной колокольни, а звон производился ещё, как и прежде, на старой деревянной колокольне (Опись 1814 г. №1).
Как только причт и прихожане вошли в новый храм для совершения служб Божьих, – тот час ими был начат сбор денег по той же сборной книжке и на построение новой каменной колокольни. В 1817 году (расх. кн. 1817 г. ноябрь) началась кладка оной, и, смотря по сбору денег, каменная работа то производилась, то останавливалась. Так в 1817 г. работа шла с успехом, и до половины колокольны была сложена, а потом в следующие годы, за неимением средств, работы не было никакой, кроме заготовки материала. В 1820 году (расх. кн. 1820 г. сент.) работа на колокольне была возобновлена и в этом же году окончена совершенно, как каменная, так и плотничья. Таким образом, 1822 году, когда на новую каменную колокольню перевешаны были со старой деревянной все колокола, у нового храма явилась своя колокольня. Но она была совсем не та, которую мы видим в настоящее время: во-первых, потому что она отстояла от настоящей на 8 аршинов дальше; во-вторых потому, что она имела один ярус для повешения колоколов. В 1832 году причт и прихожане с разрешения Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и с дозволения Строительной комиссии в Москве от 7 сентября того же года соединили настоящую с колокольней каменной кладкой в 8 аршинов, под фасад общего вида церкви. (В 1833 г. устроен кирпичный сарай...)
Таким образом, наш храм в длину стал сплошным, каким мы его видим по сие время. В 1871 г. замечено было, что колокольный шпиль и фонарь сгнили, так как лежали на деревянных брусьях. Надлежало всё это исправить. Причт и прихожане, воспользовавшись этим случаем, испросили позволения у Преосвященнейшего Игнатия надстроить колокольню ещё выше с каменным сводом для большего – будто бы утверждения – шпиля и фонаря. И 1874 году колокольня была возвышена на целый ярус, и своим видом стала походить на окрестные церкви. Но этот ярус и до сей поры (до 1900 г.) остаётся пуст. С 1900 года возникла мысль у большинства прихожан и особенно у крестьян села Бисерова на верхний ярус слить новый колокол (так как старый мал – 107 пудов); на предложение священника Петра Никольского крестьяне села Бисерова пожертвовали первые 600 рублей, к которым и стали прибавляться благотворительные сборы прихожан (так к 1902 году по кн. сбер. кассы значится на колокол 2503 рубля). Но ещё мысль не приведена во исполнение и по сиё время, благодаря другим ремонтам храма, более благопотребным!
* * *
Внутренность храма
Внутреннее украшение нашего храма, точно так же, как и внешнее устроение его, – происходило постепенно, в разное время и по частям. Так в 1814 году в то время, когда новый каменный храм окончен был в своей отделке, иконостас перенесён был из бывшего деревянного храма и по расположению нового храма был и низок и узок. Поэтому для большего благолепия в 1829 году, с разрешения Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Филарета от 13 августа подделан был низ к старому иконостасу и заделаны с обоих боков праздные места (прош. от 13 авг., условие на работу 25 авг. и план иконостаса 13 авг.) В 1832 году, как сказано выше, церковь была сделана сплошная, чрез что трапеза была приспособлена к устройству приделов. Поэтому в 1835 году испрошено было у Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета устроить вновь придел, на правой стороне трапезы в честь Казанской Божьей Матери, что и было дозволено (условие на построение иконостаса 26 авг.). Итак, церковь наша стала двухпрестольная.
В 1843 году, января 29-го дня Преосвященнейший Иосиф Епископ Дмитровский разрешил устроить второй придел в трапезе на левой стороне в честь Преподобного Сергия, в который и помещены были Святые Иконы из домовой, – бывшей в сельце Безменкове (закрытой) церкви, построенной помещиком оного сельца Полковником Беклемишевым (план 29 янв. 1835 г.). Все иконы, которые вошли в состав Сергиевского придела – нужно заметить – были хорошего живописного письма, тогда как почти во всём храме господствует одна иконопись.
* * *
Обновление храма
Радея о благолепии Святого храма, притч и прихожане задумали перестроить по новому плану верхние ряды иконостаса в настоящей церкви, и по этому делу были два раза у Митрополита Филарета.
В первый раз они ходили к Владыке в 1854 году, 11-го ноября, но тогда им было отказано потому, что Владыка нашёл проект их неудовлетворительным. В другой же раз, ровно через год, – в 1855 году декабря 8 дня, опять ходили ко Владыке с просьбою о том же деле; на сей раз Владыка дозволил перестроить иконостас по одному из двух представленных планов, которые впрочем оба одобрил.
Устроенный по новому плану иконостас существует и до настоящего времени. Ещё для большего внутреннего украшения церкви в 1866 году с дозволения Высшего Епархиального начальства сделана была стенная уборка и хорошая стенная живопись, а после в 1869 году таковою же уборкою и живописью украшена была и тёплая – трапезная церковь.
Наконец, по предложению церковного старосты Григория Иллариона Глазунова прихожане вознамерились построить новые иконостасы в приделах Казанском и Сергиевском.
К сему намерению побуждало то, что сии иконостасы: 1. очень почернели, 2. по местам резьба стала отпадать, 3. к тому же она разнообразна.
На это дело было испрошено разрешения у Преосвященного Алексия Епископа Можайского. 1881 года 5 февраля новые иконостасы были совершенно поставлены и освящены местным благочинным священником села Купавны Петром Ивановым Петропавловским при множестве молящегося народа.
В 1902 г. усердием прихожан и церковного старосты Григория Ларионова с разрешения Епархиальной власти настоящая церковь устроена тёплою. Вырыта под настоящею церковью камера и устроено духовое отепление для всего храма вместо прежних голландских печей, бывших в трапезной. При устройстве духового отопления вновь устроены в настоящей и в трапезной оконные колоды и новые рамы. Снова промыт весь храм внутри и поновлена стенная живопись; снаружи обелён храм. Так что одновременно с устройством духового отопления, возобновлен и весь храм, в том числе устроены тамбуры; устроены отдельные места в каждом алтаре для сосудов; распросторён ризничий шкаф; приведена в известность церковная библиотека; архив старых документов в отдельных помещениях, а также место для документов с 1884 года. Весь ремонт производился на благотворительный сбор, а церковных сумм израсходовано 700 рублей с разрешения Епархиальной власти и около 4000 рублей благотворительного сбору.
В 1902 году усердием церковного старосты Ивана Ивановича Тучина и прихожан был произведён наружный ремонт храма, как-то: ремонт и окраска крыши, оправлена штукатурка храма и колокольни и все стены обелены.
* * *
Об особо чтимой святыне храма
и явлении от неё благодатных действий
Подобно всем православным храмам и наш храм украшен множеством святых икон, но между ними нет чудотворных в собственном смысле. Большое благоговение прихожане оказывают древним Иконам "Похвала Пресвятой Богородице” и Святого Чудотворца Николая. Древнее предание передаёт, что когда-то был сильный мор скота при деревне Вишняково. Крестьяне подняли Икону "Похвала Пресвятой Богородице” в деревню и после молебствия пред иконой мор скота прекратился, и с тех пор сию Икону в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Вел. постом) носят в часовню д. Вишняково, где и собирается пред иконою молебное пение с акафистом ежегодно.
Но наибольшее благоговение и усердие пред всеми иконами нашего храма оказывается всеми прихожанами к Иконе Царицы Небесной Смоленской Божией Матери.
В память избавления от холеры по молитвам пред сею Иконою – каждогодно 28 июля – в день торжественного празднования Ей – совершаются в каждой деревне крестные ходы и молебны возле домов.
Благоговение и усердие к сей Святой Иконе прихожане выразили ещё тем, что на своё изждевение в 1865 году положили на неё прекрасную сребропозлащённую ризу весом около 19-ти фунтов.
Пред сею Святою Иконою по усердию прихожан совершается в каждое воскресение молебное пение с акафистом после Божественной Литургии и после отпуска (без креста), так что все богомольцы с усердием остаются при молебне и все после креста прикладываются к иконе. Явных чудотворений от сей Иконы ещё не было явлено, но множество преданий, по которым передаётся, что действительно весьма многие христиане получали облегчение в болезнях. Так, например, в 1902 году заявился Великим постом в воскресный день один мещанин Купавинской слободы, утверждавший, что он сильно болел глазами, лежал в больнице, где ему сказано было, что вылечиться от глазной болезни нельзя уже, и он лишился зрения. Пребывая в больнице, он однажды под какой-то праздник, – скорбя и печалясь несколько забылся и почти наяву слышит звон колокола, а пред ним стоит Икона Божией Матери и возле нея стоят два мальчика и говорят: "Эта Икона Смоленской Божией матери, молись Ей и Она исцелит тебя!” Тотчас он очнулся, почувствовал какую-то радость и надежду и дал обещание, что если глаза его несколько оправятся, то он пойдёт искать, где именно такая большая Икона Смоленской Божьей Матери? Вскоре он почувствовал облегчение в глазах и, расспрашивая, не знает ли где поблизости икона Смоленской Божьей Матери, узнал, что такая икона есть в селе Бисерове, куда он пришёл и на вопрос священника: "Такую ли ты видел Икону?” он решительно заявил, что видел эту Икону и просил отслужить Ей молебен с акафистом и водосвятием, во время которого он весьма усердно и слёзно молился. Священник – за неимением свободного времени не спросил его фамилию, а имя его было "Георгий”, причём ясно было видно, что он действительно болен глазами, после чего ещё заметно была в глазах какая-то тёмная оболочка. Последствий о нём никаких не слышно было. Кроме сего случая – усердие и благоговение к Иконе замечается и из того, что очень часто являются чужеприходные христиане и с больными детьми и просят служить молебен Царице Небесной. Среди же своих прихожан подобное усердие бывает каждый воскресный день.
* * *
О священной утвари храма, особенно замечательной
по происхождению, древности искусству и богатству
Между священными предметами, составляющими утварь нашего храма, есть один, замечательный по своей сравнительной древности. Это – Святое Евангелие, писанное полууставным (т.е. писанное по-печатному) в четвёртую долю листа, в досках, обложенных какой-то зелёною шелковою материею. На верхней доске его по средине на меди оттиснуто распятие Иисуса Христа с предстоящими четырьмя фигурами; по углам три медные четвероугольники (один потерян), на которых оттиснуто Святое Евангелие. Все эти оттиски работы плохой, очень не красивы: всё обличает, что они древние. Но в какое время сие Евангелие написано, в точности определить невозможно, потому что сего на нём не обозначено; по листам же его сделана одним иереем следующая надпись: "Лета 4118-го году [соответствует 1610 году]. При благоверном Царе и Великом Князе Василии Ивановиче всея Руссии и при Благоверной Марии Петровной всея Руссии и при Благоверной Царевне Анастасии Васильевной всея Руссии и при Святейшем Патриархе Ермогене всея Руссии приложил сию книгу "глаголемую Евангелие Святых” – Божественных четырёх евангелистов: Матвея, и Марка, Луки, Иванна Богослова” священноиерей Анисим по своей души и по своих родителях в дом к Богородице Честного и Славного Ея Покрова во веки веков. А кто сию книгу помыслит исхитить из церкви, суди ему Бог и Пречистая Богородица; и Приложена на реке Пахре в вотчине Данилова монастыря”.
Из сей подписи с несомненностию можно заключить только то, что Евангелие написано прежде того времени, когда его вышеозначенный иерей Анисим пожертвовал в церковь. А ближайшее же сему время, как повествует русская история, есть короткое царствование Василия Ивановича Шуйского (с 1606, мая 19-го по 1610 17 мая), в последний год которого это Евангелие уже жертвуется во храм для церковного употребления; по всей вероятности оно и написано было во время оного царствования. Теперь труднее сказать, как это Евангелие из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на реке Пахре, куда оно первоначально положено, очутилось в нашем храме и когда? Может быть, это переложение случилось по какому-либо пожертвованию, но сего ниоткуда не видел. Полууставное письмо оного Евангелия очень ясно и читать его можно хорошо.
Есть ещё Евангелие в листе, написанное во второй год патриаршества Никона или в 9-ый год царствования Алексея Михайловича, следовательно в 1654 году. В канун сего Евенгелия патриарх Никон обращается с воззванием к благочестивым читателям, в котором просит их, что если они заметят в сем Евангелии не точно что-то чтобы исправили во славу Божию по своему разумению. Там Никон просил благоразумных читателей прежде общего исправления всех богослужебных книг! Также к числу древних книг, – хранящихся в нашей церкви, относится один требник патриарха Иосифа, величиной и объёмом своим со множеством молитв и правил: заглавных листов нет
По материалам газеты "Старая Купавна",2004 г.