Меню сайта

Новые статьи
  • Улица Октябрьская. В.ЗАРУЦКАЯ (0)
  • [Поэзия, проза]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • НАШ СЫН ПОЛКА. Мерзликин А.М. (0)
  • [Бессмертный ПОЛК]

    Наш опрос
    Нужно ли объединять Москву и область?
    Всего ответов: 69

    Праздники
    Праздники России

    Поздравляем

    Друзья сайта
    СТАРАЯ КУПАВНА Ремонт компьютеров

    Кто на сайте:

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Личный состав: 0

    Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость


    СТАРАЯ КУПАВНА


    Понедельник, 06.05.2024, 21:32
    Главная » Статьи » Город на Купавне-реке » История окрестностей

    Летопись о селе Бисерове - 2, о. БОГОЯВЛЕНСКИЙ
    http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/


    Рукопись эта попала в руки Бориса Алексеевича Чистова много лет назад ненадолго, всего на несколько дней. Он скрупулёзно переписал её со всеми грамматическими и орфографическими неточностями. Теперь вы имеете уникальную ВОЗМОЖНОСТЬ перечитать эти старые страницы. Перед вами история села Бисерова и церкви Богоявления Господня.


    ЛЕТОПИСЬ

    о Богоявленской, что при селе Бисерове, церкви и причтеоной Московской губернии, Богородского уезда, составленная на основании народного предания, некоторых документов церковных и других данных приходским священником Петром Алексеевым Никольским – 1902 года, сентября месяца

    Часть 1

    Продолжение...


    Церковь Богоявления и озеро Бисерово в наши дни.

    О первоначальном образовании прихода,
    и переменах с течением времени последовавших в его составе

    Когда первоначально образован наш приход, сего по недостатку документов сказать нельзя. В 1742 году, в котором с некоторыми перерывами начинаются у нас духовные росписи, наш приход состоял из села Бисерова, деревень Новой, Чёрной, Вишняковой, сельца Безменкова и сельца Егорьевского. В 1760 (промежуточных росписей нет) в приходе является убыль, именно: сельца Егорьевского не стало; предание говорит, что оно переименовано; а вероятно, по желанию своего помещика перешло в приход села Саврина под именем Федурнова. Вместо отошедшего от нас сельца Егорьевского в 1787 году в пределах нашего прихода появляется икона сельца Безменкова сельцо Наумково – вотчина князя Алексея Ивановича Гагарина, состоящее из двух дворов. Потом это сельцо, по наследству или по покупке поступает под власть генерала-лейтенанта Александра Дмитриевича Балашова, – помещика села Безменкова и сливается с сим последним в 1823 году под одним названием Безменкова, а название Наумково совершенно исчезает из духовных росписей. В 1851 году крестьяне сельца Безменкова были отпущены своим помещиком на волю и в следствие этого разошлись по разным местам, приписавшись, по обычаю, к мещанству какого-либо города. Половинная же часть не пошла далеко от своего настоящего места, а тут – вблизи на Большой дороге заарендовала в Удельном Ведомстве землю, Московского уезда около деревни Новой и там поселились, составив новое селение под названием Ново-Безменково. Таким образом после всех вышеозначенных перемен в составе прихода, наш приход по настоящее время (состоит) из следующих селений: села Бисерова, деревень Вишняковой, Чёрной, Новой и Ново-Безменкова.


     с. Бисерово и оз. Монастырское на карте 1860 года

    * * *
    Об успехах православия, являемых в присоединении
    к православной церкви из иноверия и раскола

    В нашем приходе, по милости Божьей, не было ни иноверцев ни раскольников. Так как весь приход православный и никаких иноверцев нет, то и влияний и отношений никаких ещё не было.

    * * *
    Об изменениях в устройстве и во внешнем благосостоянии прихожан,
    вследствие нравственных или естественных причин

    Из всех селений, составляющих наш приход, деревня Новая, стоящая на большой дороге, идущей во Владимир и Нижний, была самая богатая. Здесь было много постоялых дворов, содержались стойни лошадей под почту, под проезжающее начальство и под курьеров. Народу, как проезжего, так и прохожего каждый день в деревне было много, особенно во время знаменитой в России Нижегородской ярмарки, на которую путь лежал по Владимирке. В это время народу ехало на ярмарку, а потом обратно с ярмарки, – видимо-невидимо, говорят, что обозы шли в три ряда. Все крестьяне деревни Новой наживали деньги, хотя и не хотели, потому что ни в чём себе не отказывали: ели и пили сладко, строились широко, одевались нарядно. Но на свете всему бывает конец, так и чрезвычайно многочисленному движению по Владимирке и хорошим доходам д. Новой пришёл конец. Потому что в тысяча восемьсот пятидесятых годах открыта была Нижегородская железная дорога, по которой с того времени и начинается перевозка пассажиров и отправка из Москвы товаров. Вследствие этого Владимирка пустеет и вместе с нею упадает доходность д. Новой: постоялые дворы кончались, трактиры и винные лавки кончались, так что к 1900 году едва влачат своё существование две чайные лавки! Хотя крестьяне и занимаются извозом краски из соседних фабрик и торфа, но судя по нынешним дорогам, кормам и сбитой удешевлённой платы, – плох сей промысел обеспечивать население д. Новой. Вместо деревни Новой, в промышленном отношении, с того времени, когда первая упала, начинает развиваться деревня Вишняково. Здесь крестьяне в земле отыскали белую глину, из которой стали выделывать белый кирпич, употребляемый преимущественно на застройстве печей всех видов. И здесь же около деревни начальство Нижегородской железной дороги застроило станцию, называемую Кудиново (бывшее Васильево).

    Крестьяне, видя около себя удобный по перевозке железный путь, занялись выделкой белого кирпича очень серьёзно, так что почти вся деревня занялась означенным промыслом, и белый кирпич составляет их единственный доход. Но с течением времени, т. е. к новому столетию к 1900 году разработка белого кирпича ухудшилась, потому что у жителей д. Вишняково белой глины ныне не стало, приходится покупать, хотя недалеко, но дорого, и добывание глины достаётся большими и усиленными трудами. Таким образом, весь доход сосредоточился у людей зажиточных, которые и держат в руках бедных поселян, пробивающихся едва, добывая себе кусок хлеба, так как хлебные посевы очень малы, благодаря увеличивающемуся населению деревни.

    В прочих же селениях нашего прихода изменений в устройстве и во внешнем благосостоянии прихожан не замечается. Впрочем на память потомству должны поведать о том, что были наделены от Бога все наши прихожане и как они отнеслись к дару Божию. У всех селений нашего прихода было лесу строевого и дровяного множество, а теперь, кроме мелколесья, ничего нет, и это произошло оттого, что крестьяне каждогодно без всякой нужды делили лес свой два-три раза единственно для того, чтобы было что продать и потому же ничего не предпринимали против лесных похищений: они должно быть думали, что лесу у них хватит на несколько лет, но ошиблись!

    В настоящее время (т.е. в 1900 годах) и не из чего построиться, да и мало стало и для притопления!


     с. Бисерово и оз. Монастырское на карте 1915 года

    * * *
    О необыкновенных явлениях природы и особенно таких,
    в которых открывается милосердие
    или карательное действие провидения Божия


    Хотя прихожане нашей церкви грешны, как и все другие люди, но особенных явлений природы, в которых открывается гнев Божий или милосердие Его, никогда никем не заявлено.

    Но между тем в пределах нашего прихода было два события, о которых следует упомянуть в церковной летописи и которые без сомнения были от благого и промыслительного Господа Бога. Первое. В бедственную годину 1812 года неприятель-француз приходил во все селения нашего прихода. Один отряд шёл из Москвы на деревню Новую и Купавну, отсюда заходил и в село Бисерово. Другой отряд шёл на деревню Чёрную и Вишняково и далее.

    Вот рассказ одного старика деревни Вишняковой, крестьянина Василия Иванова Липового (которого давно в живых нет) о том, как приходил к ним француз.

    "Приказано тогда было нам от начальства уйти из деревни в лес, и наши женщины и дети, и скот ушли в лес Холмину (так называется и сейчас крупный казённый лес, отстоящий недалеко от д. Вишняковой. 1-го октября в день нашего праздника Покрова Пресвятой Богородицы француз пришёл к нам в деревню. Наши старики и мы маленькие тут же были. Встретили француза хлебом-солью; он принял благосклонно и на стоянку отправился в деревню Каменку (ныне самостоятельной) Кудиновского прихода. В виде милости те же старики собрали несколько кулей овса, кур и с сими дарами отправились в квартиру неприятеля. Французы приняли наших стариков радушно и угостили даже вином. Идут наши старики от француза, как сейчас помню, – говорит рассказчик, – да и песни поют...”

    Постоял француз в той деревне (т.е. в Каменках) дня три, да и опять обратно потянулся в Москву.

    Французские отряды во время прохождения своего по деревням нашего прихода убийства не делали, но брали сено, овёс и скот, который крестьяне не успели угнать куда-нибудь в лес. Крестьяне же в свою очередь как умели, так и отплачивали врагу. Вот в селе Бисерове один крестьянин с остервенением бросается на отсталого француза и убивает его навозными вилами; в деревне Чёрной крестьяне отнимают у врага повозку с говядиной, которую и делят между собой. Но почему неприятель не наказал за убийство и грабёж ни Бисерово, ни Чёрную, сказать трудно; вероятнее всего он спешил только уйти отсюда поскорее, так как главные силы его уже ушли из Москвы.

    Второе событие, бывшее в нашем приходе, – это первая в России торфяная выставка, устроенная на Бисеровском торфяном болоте Департаментом земледелия и Сельской промышленности с целью определения сравнительных достоинств существующих способов добывания торфа и машинной обработки его. Открытие выставки последовало 1883 года, 3 августа, а закрытие 15 того же августа. Освящение выставки совершено было приходским села Бисерова священником Петром Рождественским в присутствии Московского Вице-Губернатора и многочисленного народа, собравшегося из окрестных селений и всех экспонентов.

      * * *
    О живших в приходе достойных особенной памяти
    благочестивою жизнью и другими достоинствами


    Замечательным лицом, который родился в нашем приходе и вырос, был сын священника села Бисерова Антония Андреева известный в своё время протодиакон Московского Успенского собора Александр Антонович, обладавший громадным голосом, которым владел с величайшим искусством, за что и любим был святителями московскими и горожанами.

    * * *
    О посещениях церкви Епархиальными Преосвященными
    и о других достопамятных посещениях
    и соединённых с ними обстоятельствах


    Не одну сотню лет существует наша церковь, но Епархиальные Преосвященные ни разу не посещали её, хотя в ближайших соседних церквах и бывали. Может быть, этому препятствовали наши неустроенные дороги. Эту мысль высказал преосвященный Алексий, бывшей епархии Дмитровской (умерший Архимандрит Литовский), когда у него пришлось быть священнику в начале 1881 года по делам церкви. "Я, – говорил владыка, – хотел быть и в селе Бисерове (проездом в Берлюкову пустынь 1880 года), был в Кудинове и в Купавне, но мне сказали, что к вам дорога плоха, и я не поехал”.**

    (** Подлинно: возле Бисерова со всех сторон низменные места и плохие дороги, хотя в новом столетии (т.е. в 1900 г.) крестьяне стали больше заботиться о исправлении дорог и много улучшены, так, например, д. Вишняково до 200 рублей истратили в 1902 году на поправку плотины возле озера. В д. Чёрной плотина исправлена в 1902 г. сентября и выдано из казны лесникам 25 рублей на поправку. На пути к Купавне исправили Балаш. мануфактура для проезда на торфяные болота.)

    * * *
    Об особенных и необыкновенных приключениях
    с некоторыми лицами, ознаменованных явлением
    Божия милосердия или суда


    В документах церковных нигде не записано, чтобы когда-либо с некоторыми лицами были особенные и необыкновенные приключения, в которых бы явно открылось милосердие Божие или его суд. Но старики рассказывают один случай гнева Божия.

    Это было давно – более сто лет тому назад – в осеннюю родительскую. После литургий и панихид на кладбище женщины из деревни Вишняковой отправились домой через озеро на двух лодках, но сели неровно, на одной было больше, а на другой меньше. Среди озера им вздумалось уровнять лодки; и вот из полной лодки начали перепрыгивать в меньшую, причём так наклонили полную лодку, что она залилась водою. Появление воды в лодке произвело испуг между остальными женщинами, и они все стали прыгать в другую лодку, которую в свою очередь также наклонили сильно на бок, что она сразу залилась водою, и все женщины погибли: их было 20 человек.

    * * *
    О находящихся при церкви училищах, богадельнях, больницах
    и других благотворительных заведениях

    В 1860 году ноября 1 дня приходский священник Алексий Петров Сокольский просил у Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского дозволения построить на церковные деньги поблизости к церкви сторожевой дом и в нём в одной половине открыть училище для приходских детей с обязательством учить оных безвозмездно. Владыка разрешил устроить приличный сторожевой дом, который бы вполне соответствовал цели. Действительно в 1861 году таковой дом был построен и начато в нём учение детей. Учителями были священник Алексий Петров и диакон Александр Васильев безвозмездно. Потом это училище,по просьбе прихожан, поступило в ведение Богородского земства. Диакон был учителем, а священник – законоучителем. Так дело шло до 1880 года. В сем году Богородское земское собрание постановило закрыть школу по малочисленности учеников, и 21 ноября ученье окончилось. После почти двадцатилетнего беспрерывного ученья, закрытие их школы было для них тяжёлым наказанием. Наконец, крестьяне села Бисерова и д. Чёрной решились опять просить (1883 г.) Богородское земство открыть у них школу в том же помещении. Земство приняло просьбу, и с 1-го января 1884 года школа снова открылась и началось ученье, и вскоре священником о. Петром Рождественским переименована в Церковноприходскую школу; и в деревне Вишняково существует земская школа; и в деревне Чёрной открыта 1901 года 30 сентября также земская школа, устроенная на средства крестьян с добавлением 1500 рублей из суммы Губернии и Богородского земства. В Вишняковской школе был законоучителем священник Пётр Рождественский, а затем законоучительствует диакон Алексей Александрович Сперанский.

    В Чёрновской земской школе с её открытия с 1901 г. сентября 30 дня законоучителем священник Пётр Никольский. Он же состоит заведующим и законоучителем при Бисеровской церковноприходской школе с 1900 года, 1 мая. Должность учителя исправляет с 1902 года апреля 10 дня псаломщик Сергей Орлов. Богадельни при церкви не устроено.

    Другие благотворительные учреждения – это открытие частных лечебниц и больниц на летнее время на Мазуринском и Болотинском торфяных болотах. Больницы и бесплатные аптеки по своему благоустройству и чистоте достойны внимания. При больницах находятся летом (с мая месяца – с открытия торфяных работ) постоянный фельдшер, а в неделю раз наезжает доктор. Благотворительное действие оказывается местному притчу и частью крестьянам села Бисерова. Открытие больницы относится к концу девяностых годов.

    По материалам газеты "Старая Купавна",
    2004 г


    Источник: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/istorija_okrestnostej_kupavny/29
    Категория: История окрестностей | Добавил: Natulek (09.01.2013)
    Просмотров: 2837 | Теги: Бисерово | Рейтинг: 5.0/6 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск по сайту

    Облако тэгов

    Книги о Купавне

    Город на Купавне
    История г. Старая Купавна [132]
    Краеведение
    История окрестностей [25]
    Рыбхоз, Бисерово, Родинки, Н.Купавна, Щемилово, Зелёный, другие...
    Каменная летопись Купавны [5]
    Памятники природы и истории. Мемориалы
    Люди и Судьбы [64]
    Воспоминания о купавинцах
    Бессмертный ПОЛК [55]
    1941-1945
    Храм Троицы Живоначальной [11]
    Завод Акрихин [25]
    Фабрика [26]
    Творческие личности [47]
    Юные таланты [23]
    Дети пишут стихи
    Стихи о Купавне [25]
    Поэзия, проза [127]
    Литературное творчество купавинцев
    Культура. Исскуство [22]
    Театр, музыка, кино, другое творчество
    Разные статьи о Купавне [18]
    Жизнь города. События и факты
    Книги о Старой Купавне [33]
    Исторические параллели [39]
    Страницы Российской Истории

    Купавна. Фото

    Полезная ИНФО
    Значение имени [118]
    Описание имён, их значение и происхождение. Именные стихи
    Домашний очаг [5]
    Это интересно [14]
    Автомобили [2]
    Праздники [11]
    Здоровье [7]
    Интернет [2]
    Разное [5]

    Окрестности. Фото








    Copyright MyCorp © 2024
    Ссылка на сайт, при использовании текстовых и графических материалов, категорически приветствуется!

    [Купавинский пруд]
    [пос. Рыбхоз]
    [Стадионы]
    [Цветочные медведи]
    [Городской пейзаж]
    [Промышленность]
    [Социальные объекты]