Разнообразные ритуалы, объединяемые идеей «возрождения
времени», известны с древних времен. Однако, украшенная блестящими
игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или
цветными электрическими лампочками новогодняя елка «родилась в лесу» человеческой культуры сравнительно недавно.
Истоки этой красивой традиции вытекают из берегов верхнего Рейна, прежде всего из Эльзаса. В XVI веке под Рождество гильдии и цеховые организации из алеманской области начали
устанавливать «рождественское дерево». Оно не было еще центром
семейного праздника, как это стало позднее, а было городским и
общественным событием. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и
иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель,
а бук. По окончании праздника детям позволялось стрясать с дерева плоды
и сладости. В 1708 году в письме к дочери герцогиня Элизабет-Шарлотта
Орлеанская (уроженка Пфальца) пишет, что в Германии на Рождество кладут
на столики для детей подарки и ставят деревца со свечами на ветках.
К середине XVIII века елка существовала уже в современном виде. В
вышедшем в 1774 году романе «Страдания молодого Вертера» И. В. Гете
пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к
празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как
обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые
двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и
яблоками приводило его в невыразимый восторг». Елку в Германии и в
других странах первоначально ставили в городах. Центром распространения
елки в Австрийской империи стала Вена, где елка в XVIII веке была
связана с Николиным днем. В 1820 году елка появилась в Праге; с начала
XIX века елка известна и в скандинавских странах.
Обычай ставить елку шел от высших слоев общества. Так, в Англии впервые
елку нарядила немецкая принцесса (в 1760 г.) ставшая женой Георга III,
а в 1840 году в Виндзоре елку для детей устроила королева Виктория со
своим немецким супругом Альбертом Кобургским.
С 1840-х годов елка известна и в России. В рассказе Ф. М. Достоевского
«Елка и свадьба», опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет
назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с елкой.
У Достоевского идет речь о Петербурге, где проживало много иностранцев,
в том числе и немцев, а, как сообщает А. М. Ремизов, «ни у простого
народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского
обряда, чтобы в святые вечера зажигать елку... И вот по себе скажу, —
наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой
рождественской елки... И совсем уже взрослым я увидел в первый раз елку
— ее зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник». Речь
идет о конце XIX века.
Под влиянием города елку стали устраивать сначала в сельских школах, а
затем обычай распространился и на крестьянские дома. Немецкие
иммигранты XIX века завезли обычай украшать елку и в Америку, где ее со
временем стали ставить на площадях.
Елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее
украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку наряжали и
в Турции, но этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком в 1936 г. с
целью сохранения леса. Во многих странах, где нет елей, их заменяют
деревьями других видов.
Праздничная улица Что же способствовало распространению обычая украшать
рождественско-новогоднюю елку? Некоторые считают, что это произошло
из-за веры в сверхъестественные свойства ели — в то, что колючие иглы
защищают от ведьм и других злых сил. А немецкий исследователь Е. Могк
считал, что предшественниками елки были ветки плодовых деревьев,
которые ставили в домах в воду задолго до Рождества, чтобы они зацвели
к праздничному дню. По его предположению, из опасения, что ветки по
какой-либо причине не зацветут (а это был плохой признак), их стали
заменять вечнозеленой елкой. Еще одна точка зрения: ель, украшенная
плодами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево». Интересно
и то, что, несмотря на языческие оттенки обряда новогодней елки, со
временем ее стали ставить в церквах, а после второй мировой войны
елочки под Рождество появились и на могилах.
(На основе материала белорусского журнала «Идеал»)(На