Сторонники проекта утверждают, что удастся переселить примерно два
миллиона человек на новые территории, на которых сейчас проживают всего
250 тысяч, и это разгрузит старую часть города. Но все будет ровно
наоборот. Во-первых, в любом городе большее число рабочих мест связано с
обеспечением существования самого города. На новых территориях нужно
будет строить школы, больницы, открывать магазины и рестораны, создавать
муниципальные службы, отделения полиции и т. п. В самом скромном
варианте набегает примерно 800 тысяч новых рабочих мест - территория-то
огромная и плохо освоенная.
Далее, чтобы переселить 2 млн. человек, будет построено новое жилье. Но
ведь никто не собирается выводить из эксплуатации занимаемые сейчас
этими двумя миллионами минимум 500 - 600 тысяч квартир. А значит, они
либо будут проданы, либо сданы в аренду новым жильцам. Только по этим
причинам в городе станет жить более 10% населения страны. Нам это надо?
Качество жизни в мегаполисе будет продолжать ухудшаться. Количество
автомобилей превзойдет 5 млн., спасавший Москву от смога зеленый пояс
окончательно застроят.
Старую и Новую Москву соединяют только два больших шоссе, третье
осталось сбоку и уже перегружено. Расширять их до бесконечности
невозможно. А тут еще мигалок на них добавится. Весь утренний и вечерний
поток будет пытаться проползти из одной половинки города в другую через
две дырочки. Продлить в Новую Москву можно только две ветки метро, а
даже сейчас составы на них на конечных станциях забиваются почти
полностью. Представьте себе поездки длительностью минимум полтора часа в
вагонах, загруженных из расчета 5 человек на квадратный метр?! Очень
плохо, что, для того чтобы попасть из Новой Москвы практически в любую
точку Старой, нужно будет ехать через центр. Кольцевая дорога тоже
превратится в сплошную пробку.
Город не может существовать без развитой инфраструктуры. Исходя из
требуемой плотности автодорог, протяженности новых линий
электропередачи, водопроводов и газопроводов, легко прикинуть, что
требуемые затраты превосходят возможности не только бюджета Москвы, но и
бюджета страны. Значит, или мы получим длящуюся десятилетия стройку с
крайне плохими условиями проживания. Или отберем средства для развития у
остальных регионов, тем самым дополнительно стимулируя их жителей
перебираться в Большую Москву.
Наивно думать, что удастся реализовать в новом городе схемы расселения
жителей рядом с местом работы. Так не бывает. Именно поэтому многим
поселенцам новых земель нужно будет каждый день отправляться в
стокилометровые путешествия. При нашем уровне развития транспорта дорога
до работы будет занимать три часа. На Красную площадь будут ездить в
туристическую поездку.
Городской бюджет формируется из налогов, которые платят граждане и
находящиеся в городе организации. Новых Газпромов и иных крупных
налогоплательщиков не прибавляется, а подавляющая часть новых рабочих
мест - места с заработной платой ниже среднего по Москве. Отсюда вывод -
доходы бюджета в Новой Москве в расчете на душу населения будут ниже,
чем сейчас.
Так что же делать? Ответ ясен, если посмотреть на судьбу крупнейших мегаполисов.
Нужно принять все возможные меры для ограничения роста города.
Запретить точечную застройку. Выводить за пределы города или
ликвидировать за ненадобностью промышленные зоны. Изношенный жилой фонд -
остатки пятиэтажек и ветхие панельки - стараться не реконструировать, а
сносить. Строить удобные и комфортабельные университетские кампусы за
пределами города. Восстанавливать зеленый пояс. Разбивать новые парки.
Увеличивать связанность дорожной сети. Развивать мощную сеть
общественного транспорта, в том числе скоростного электротранспорта.
Развивать соседние с Москвой области так, чтобы люди стремились жить
там, а не перебираться любой ценой в Москву.
А куда девать правительство? Перенести в небольшой компактный город!