По рассказам моего отца, его прадеду фамилия была Орлов. Он был
священником одного из сёл Бронницкого уезда, если не ошибаюсь - Ликино,
главный престол в котором был во имя Богоявления. Епархиальный архиерей
(т.е. районный), объезжая свои подведомственные церкви, прибыл в Ликино,
обследовал хозяйство, нашёл его в порядке и заночевал у священника, что
считалось тогда большой честью. Наутро в честь архиерея была отслужена
литургия, после которой священник пригласил архиерея вновь на чаепитие.
Тот был так растроган и гостеприимством и, особенно, хорошей службой,
что решил священника как-то отблагодарить, но не чином и не материально.
И вот, видя скромность и благоговение священника, чему не
соответствовала его фамилия Орлов, символизирующая хитрость и
хищнический образ жизни, а также гордое величие, предложил ему
переименовать его фамилию на символ храма, в котором священник служил,
т.е. Богоявленский, на что священником было высказано смиренное
согласие. Архиерей взялся сам похлопотать об этом в Святейшем Синоде у
оберпрокурора, а также по гражданской линии. Через некоторое время мой
прапрадед получил официальное извещение о перемене фамилии. Орлов на
фамилию Богоявленский. Эту фамилию носили и мои ближайшие предки. То
ли это было фамильным секретом, то ли не было повода, но отец об этой
трансформации с фамилией нам не рассказывал до того периода, когда мы
уже подросли, пережили революцию и войны, и наша фамилия нам, молодым,
стала казаться уже не соответствующей политическому моменту. Тем более,
что мой старший брат Андрей после демобилизации из армии переходил на
гражданскую службу. Когда Андрей после совета с отцом поставил вопрос о
перемене фамилии, отец вспомнил прадеда, рассказал нам историю нашей
фамилии. Андрей подал соответствующее ходатайство, которое примерно
через месяц после публикации в газете «Известия» было удовлетворено. Так
Андрей стал Орловским. Его примеру последовал и младший брат Павел. Тем
более, что они покинули Купавну. Я и брат Георгий этого делать не
стали, продолжали жить в Купавне и работать тут же, где нас все знали с
детства. Не было смысла ничего менять. Поскольку мои родители не
являются коренными жителями Старой Купавны, я считаю своим долгом
описать их историю и повод появления и обоснования их в Купавне.
Отец мой - Дмитрий Алексеевич Богоявленский родился в 1869 году 21
сентября в селе Щапово Серпуховского уезда Московской губернии в семье
священника, умершего в 1892 году, т.е. в год окончания моим отцом
Московской духовной семинарии. Мать его, бабушка моя - Вера, оставшись
вдовой, получила в Купавне место просвирни (т.е. женщины, выпекающей и
продающей просфоры - маленькие хлебцы, употребляемые при богослужении,
как символ молитвы во здравие или за упокой родных и близких). Так мой
отец со своей матерью переехали из села Щапово в село Купавну и
поселились в сторожке при храме, которая не сохранилась. А в это время в
доме священника Дмитрия Андреевича Крылова жила его дочка Лиза,
окончившая Филаретское епархиальное училище (в Москве, на Пятницкой
улице). Митя и Лиза познакомились, полюбили друг друга. А поскольку
Дмитрий Андреевич был уже глубоким старичком, да к тому же больным, то
вопрос о его преемственности разрешился весьма легко: молодые люди Митя и
Лиза, образованные и по возрасту созревшие, имевшие аттестаты зрелости,
дали согласие на брак и замещение устаревшего священнослужителя. Они
были сосватаны и обвенчаны 26 октября 1892 года. Так мой отец
вступил в права хозяина дома после надлежащего гражданского оформления, -
дома, в котором жила семья невесты, моей будущей матери. Отец был
определён Священным Синодом священником Троицкой села Купавны церкви и
её настоятелем, а дедушка Дмитрий Андреевич был зачислен «за штат».
Мать родилась в 1872 году 22 октября в селе Кочаново Бронницкого уезда
Московской губернии. "Век седьмой", альманах Старая Купавна
- 2003
Источник: "Век седьмой", альманах, 2003г |