Главы из книги: "ТЕКСТИЛЬНАЯ СЛАВА РОССИИ"
КУПАВИНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ
В селе Купавна, купленном Данилой Яковлевичем Земским, имелась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Похвалы Пресвятой Богородицы, построенная в 1642-1646 годах стольниками - князьями Петром и Иваном Пожарскими - сыновьями Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1646 году при Троицкой церкви проживали: «во дворе поп Иван, во дворе дьячок Левка Обросимов, во дворе пономарь Сидорко Обросимов, во дворе просвирница Степанида, да в селе числилось крестьянских и бобыльских 34 двора, в них 65 человек». В приходных книгах Патриаршего Приказа записано, что в 1647 году «прибыла вновь церковь Живоначальной Троицы, да в приделе церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в вотчине стольника Ивана Дмитриевича Пожарского в селе Хупавна...» В 1678 году при храме появился ещё один придел во имя Преподобного отца Георгия. В этом же году при церкви состояли священник Федор Родионов с детьми Василием, Афанасием и Алексеем, просфирница Афимья. Священник вел хозяйство на вотчинной земле: пахал пашни по одной десятине, косил сено по 15 копен. В селе имелись двор вотчинников, 23 двора крестьянских и 12 - бобыльских. Всего проживало 105 человек.
Описания внешнего вида деревянной церкви с указанием места ее нахождения до наших дней не дошли, но сохранилось описание ее внутреннего убранства, икон и церковной утвари. В 1687 году в киоте находился образ Пресвятой Троицы в серебряном, золоченом окладе. Венцы и цаты были серебряными с драгоценными камнями. Травы на полях и на короне были из литого олова, на слюде. Перед образом стояла свеча, расписанная красками.
Образ Покрова Пресвятой Богородицы был выполнен красками, венец был серебряным, киот деревянным, травы - литые, оловянные, на слюде. Перед образом находился деревянный посеребренный подсвечник. Образы Пресвятой Богородицы в молении. Иоанна Предтечи. Николая Чудотворца, святых Флора и Лавра были написаны красками. У северных дверей находился образ Похвалы Пресвятой Богородицы в деревянном киоте, травы - оловянные, литые. Перед образом стояла восковая свеча. На самих северных дверях находился образ Благоразумного разбойника. Возле северных дверей имелся образ Петра Александрийского в деревянном киоте, написанный красками.
На аналое имелись: образ Пресвятой Троицы, написанный красками, в золоченом окладе, венки и цаты - гладкие; образ Воскресения Христова в басемном окладе. В деисусе находилось 13 икон, под ними - двунадесятые праздники. Царские двери и столбцы были расписаны красками. Перед деисусом - паникадило медное на 12 подсвечниках.
На хоругви — написанный красками образ Архистратига Михаила. Имелось ещё 20 неокладных икон-пятниц.
В алтаре, за престолом находился образ Пресвятой Богородицы в серебряном окладе, венец и цаты - резные, серебряные, золоченые. На другой стороне - образ святого Николая Чудотворца. На престоле - печатное Евангелие, облаченное зеленым бархатом, с серебряными золочеными евангелистами и медными застежками. Крест благословляющий был серебряным, другой крест был расписан красками. Сосуды на жертвеннике выполнены из олова. Двери и столбцы в алтаре и образ пророка Даниила к северным воротам расписаны красками. Водосвятная чаша, два кадила, окропник были медными.
Очень красивыми были ризы, выполненные из тафты, - камчатые, цветные, лазоревые. Оплечье было из золотого атласа. В храме имелось несколько печатных книг: Псалтирь с восследованием, две триады - постная и цветная, шестоднев. Минея общая, апостол, пролог, требник, житие Николая Чудотворца, служебник и часослов. Богослужебные книги и Книги Священного Писания и Предания. Трапезную украшали образы Пресвятой Троицы, писаный красками, и Николая Чудотворца в медном окладе с серебряными и золочеными венцами. На колокольне имелись четыре колокола.
В 1726 году при церкви состояли священники Афанасий Федоров (1701- 1720гг.) и Роман Афанасьев, который в 1710-1720 годах был дьяконом, дьячок Василий Афанасьев.
Начав строительство производственных корпусов, господского дома, Д.Я. Земской одновременно построил и новую церковь.
Здание церкви Пресвятой Троицы стояло в центре усадьбы на одной оси с господским домом и было обращено к нему южным фасадом. Церковь была двухэтажной и состояла из одноглавого четверика с прямоугольной в плане апсидой, колокольней и приделами. Построена из кирпича, внутри оштукатурена. В строительстве храма самое активное участие принимали крепостные крестьяне, жители села. Посильную работу выполняли даже дети. До наших дней дошла легенда об использовании на строительных работах медведя. Завершилось строительство в 1751 году.
В архитектуре здания специалисты отмечали элементы, характерные для Петровских времен XVIII века. Перестройки, которым подвергался храм в XIX и XX веках, значительно изменили его вид, появились черты эклектизма - сочетание разнородных стилевых элементов, смешение стилей.
В 1780-х годах, когда село и фабрика принадлежали светлейшему князю Г.А. Потемкину, составили клировую ведомость Троицкой церкви. В 1823 году князь Н.Б. Юсупов провел первый ремонт храма. В 1838-1839 годах на пожертвования владельца Купавинской фабрики Ильи Бабкина и купца Андрея Залогина при церкви возвели приделы. Видимо, в этот период колокольня приобрела классические детали - треугольные фронтончики и вазообразную главку.
По ведомости о церкви Живоначальной Троицы села Купавна за 1867 год значилось, что при храме находилось 26 десятин 852 кв. сажени земли. Земля малоудобная, покрытая кочками и кустарником, к тому же находилась она на расстоянии около версты от самой церкви. На церковной необмежеванной земле стояли дома священнослужителей. Дома были их собственные, деревянные, крепкие. На содержание служителей церкви владельцы Купавинской фабрики издавна, без всякого документа выделяли ежегодно по 300 рублей ассигнациями. Другого жалования служители церкви не имели. Богадельни еще не имелось.
В церковной ограде находилась издавна устроенная каменная часовня, на северной стороне - сторожевой домик, в котором «помещено приходское училище для детей мужского пола» В ограде же имелась церковная деревянная лавка с жилой избой и двором. В 1864 году ее отдали в наем богородскому купцу Василию Петровичу Суслину на 12 лет с оплатой 176 рублей серебром в год в пользу церкви.
С открытием начальных училищ в 1870 году при Докторовском заводе и в 1896 году при фабрике священники получили возможность пополнить свой бюджет преподаванием в них Закона Божия.
Пожертвования на содержание церкви постоянно вносили вла¬дельцы Докторовского химзавода купцы Малютины. Так. по документам 1900-I9I7 годов на свечи, розовое масло, топливо и освещение Троицкой церкви было израсходовано 1363 рубля. В 1836 году на кладбище, находившемся рядом с церковью, был похоронен один из первых владельцев Докторовского завода Август Карлович Претр (1977 – 1836).
В 1900 году при фабрике открыли бесплатную народную библиотеку. Надзор за деятельностью библиотеки был возложен на священника о. Дмитрия Богоявленского.
В начале XX века при церкви уже имелась богадельня, церковнослужителям принадлежали четыре двора и четыре деревянных дома.
Архивные документы сохранили до наших дней имена священников Купавинского Свято-Троицкого храма: Алексея Семенова, Николая Соловьева, Дмитрия Георгиевича Крылова, Петра Ивановича Петропавловского, Дмитрия Андреевича Крылова, Дмитрия Алексеевича Богоявленского. В разное время дьяконами состояли Николай Васильев, Василий Воскресенский, Семен Андреев, Дмитрий Яковлевич Лихарев, Николай Петрович Данилевский.
В 1881 - 1896 годах ктитором при храме состоял мещанин Купавинской слободы Алексей Гирусов, после него – потомственный Почетный гражданин Николай Бакланов, один из владельцев Купавинской фабрики. Он умер в 1906 году и был похоронен на кладбище храма.
БАКЛАНОВ Николай Козьмич Фото из книги Н.А.Найденова "Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном"
В XIX веке церковный староста избирался прихожанами сроком на три года. Голосование проводили обычно в храме после завершения основной службы в присутствии благочинного. Составляли документ, подтверждающий акт избрания, и скрепляли его подписяси священнослужителей и прихожан. Так, при выборах старосты в 1841 и 1847 годах документ креме священников подписали контроские служащие фабрики Николай Будальников, Афанасий Николаевич Матросов, заведующий конторой московский купец Василий Петрович Новиков и рабочие Алексей Васильевич Казаков, Павел Михайлович Садовников, Семен Чуркин, Павел Иванович Коробейников, Александр Иванович Коробейников. Федор Петрович Боданов избирался старостой несколько рaз. Интересную историю рассказал о нем в своих «Записках...» Петр Кротов. Ф.П. Боданов избирался старостой церкви трижды: в 1841, 1844 и 1847 годах. Кроме того, он был еще и сельским головой. В 1850 году закончился третий срок его на посту церковного старосты, но ему хотелось еще послужить в этой должности. К работе относился он добросовестно, имелись и положительные результаты его деятельности. II. Кротов так охарактеризовал его работу: «Служил он по церкви рачительно и во многом оную исправил, хоть небольшим, однако ж и доходом обеспечил, ... не скрываются деятельные по церкви его заслуги и стоит сказать о том доброе слово…» Однако события, происходившие в Купавне в связи с переводом посессионных мастеровых в мещанское сословие в 1848-1850 годах, повернулись против старосты, поддерживавшего Бабкиных. Сельский староста отстаивал позицию власти, а не крепостных, желавших записаться в государственные крестьяне.
Во время выборов произошло следующее. После утренней службы благочинный объявил о выборе нового старосты и спросил: «Старого желаете или нового изберете?» Сторонники Боданова закричали: «Старого! Старого!» Наступила минута молчания, и вдруг многоголосая толпа громко рявкнула: «Нового! Нового!» Громкое эхо народных голосов еще несколько минут звучало под сводами церкви. Испуганный священник и благочинный пытались успокоить прихожан, упрекая их в бунте. Но люди не согласились с этим упреком, сказали, что не желают выбирать прежнего старосту и вышли из храма на улицу.
Ф.П. Боданов в это время стоял у свечного ящика и никак не рассчитывал на такой результат выборов. Неожиданная неприязнь к нему жителей села, на благо которых он много лет трудился, так на него подействовала, что он «сделался как бы не в себе». Сильно хлопнул крышкой ящика, запер его, и, надев прямо в храме шапку, вышел па улицу. От сильных переживаний он заболел и вскоре скончался.
Шли годы. В начале XX века население Купавны увеличилось, и храм стал тесноват. В 1902 голу было принято решение о реконструкции храма. С разрешения епархиального начальства двухэтажный храм решили расширить – передвинуть вперед и разместить в один ряд с главным алтарем придельные алтари нижнего этажа - во имя святого пророка Илии и св. апостола Андрея Первозванного, Была составлена смета на 14 тысяч рублей. Своих денег имелось 5 тысяч рублей, тем не менее 15 сентября 1902 года провели торжественную закладку святых алтарей правого и левого приделов.
Накануне совершили торжественную всенощную, в которой приняли участие благочинный АЛ. Холмогоров, священники Богородского собора о В.Л. Былинский. села Троицкого-Рахманова о. Ф.И. Введенский, села Шапова о. Величкин и настоятель храма о. Д.А. Богоявленский с диаконом И.А. Крыловым. Пел приходский хор, управляемый учителем пения Малютинской школы И.И. Беляевым В храме было полное освещение, а «снаружи храм был роскошно иллюминирован стаканчиками, плошками и фонарями, пожертвованными прихожанином И.П. Соллаткиным». Освещенный храм производил сильное впечатление и был виден издалека.
На следующий день храм переполнился молящимися. Священники служили литургию. Они были одеты в облачения из одинаковой парчи, «а на о. благочинном и диаконе - ценное облачение кованой золотой парчи - дар местных фабрикантов, известных своею благотворительностью гг. Малютиных». Особенно стройно пел приходский хор, исполняя песнопения Бортянского. По окончании литургии состоялся крестный ход к месту закладки, к правому приделу. В церемонии приняли участие хоругвеносцы. Места для алтарей были устланы сукном, коврами и зеленью. Шатры были обвиты живыми цветами. Желающие увидеть церемонию залезали на ограду и крыши соседних домов.
Во время совершения чина «основания церкви» священнослужители водрузили крест на место, где должен находиться святой престол, освятили белый камень с высеченным на нем крестом и медную доску с соответствующей надписью. Прихожане под камень клали деньги, которые затем были залиты цементом. Первые кирпичи положили священнослужители, церковный староста П.В. Солдаткин и почетные прихожане. Таким же образом совершили церемонию закладки и в левом приделе.
8 декабря 1904 года состоялось торжественное освящение святого престола зимнего храма в правом приделе. В торжественной церемонии принял» участие священники соседних церквей - А.И. Морозов прислал бесплатно свой хор певчих во главе с регентом. В.А. Борисовым (бывшим регентом хора Московской Духовной семинарии). Готов был к освящению и левый придел зимнего храма. Приделы летнего храма освятили в 1905 году.
В результате проведенной работы на новом месте были пристроены два алтаря, церковь расширилась. Если раньше имелось четыре придела, то теперь их стало шесть - по три в летнем и зимнем храмах. Апсиды приделов приняли циркульную, округленную форму.
Произведенная работа оценивалась в 25 тысяч рублей без учета пожертвований, поступивших вещами и церковными предметами. Крупные суммы внести местные фабриканты Баклановы и Малютины. Прихожане помогали вкладами и личным трудом. Много сил вложил настоятель храма о. Дмитрий Богоявленский. В память об этом прихожане подарили о Дмитрию св. икону в дорогом окладе, хлеб-соль на резном блюде и почетный адрес. Икону подарили и церковному старосте П.В. Солдткину. Об этих торжествах писал священник о. Ф. Введенский на страницах «Московских церковных ведомостей» - № 40, 1902 года и № 6, 1904 года.
О состоянии Купавинского Свято-Троицкого храма в XX веке рассказал старейший житель Купавны, сын священника о. Д. Богоявленского Лев Дмитриевич Богоявленский. Лев Дмитриевич вспоминал, что Купавинский храм был одним из красивейших в Подмосковье.
Величественно возвышались над основной частью здания колокольня и купол. В верхней части колокольни имелись круглые окна, в которых имелись циферблаты часов. По легенде часы конструкции часового мастера Нордштейна выходили на южную сторону (на фабрику) и представляли собой уменьшенную копию Кремлевских курантов. Как и кремлевские куранты, часы были с боем. Каждые пятнадцать минут они звонили на маленьких колокольчиках весом от 10 до 60 килограммов, а каждый час выбивали в набатный колокол весом 66 пудов, отлитый в 1747 году. В 1752 году появились еще два больших колокола. Центральный колокол весил 442 пуда. Второй по ветчине, весивший 206 пудов, размещался на западной стороне колокольни, его называли еще «московским» (смотрел на Москву). В этот колокол звонили в «царские» дни.
С улицы церковь быта обнесена каменной отрадой, внутри которой находилось кладбище для почетных людей села (духовенства, купечества). В советский период часть памятников перевезли на старое кладбище, другую часть использовали в качестве фундамента при ремонте бывшей богадельни – здания поселкового совета На старом кладбище до наших дней сохранился памятник с могилы А.К. Претра. который в 1990-е годы приподняли, развернули и реконструировали его верхнюю часть.
При входе в церковную ограду на столбе висел небольшой колокол, созывавший купавинцев на сходы. Зимой службу проводили на первом этаже, отапливаемом дровами и торфом, которые выделяла фабрика. С 3 мая по I октября богослужение проводилось на втором этаже. С первого этажа на второй вела чугунная литая лестница, выполненная рабочими Купавинского литейного завода. На втором этаже имелись хоры (балкон), где находились певчие.
Красиво было и внутреннее убранство храма, имевшее богатый иконостас, 6 алтарей, из них 4 придела. На первом этаже находился центральный иконостас во имя Печерской Божией Матери, правый - во имя Андрея Первозванного, левый – во имя Илии Пророка. На втором этаже центральный иконостас был посвящен Святой Троице, правый - во имя Владимирской Божией Матери, левый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Многие иконы имели дорогие украшения, дорогие оклады. Самой старой была икона Печерской Божией Матери. написанная к открытию церкви. На руках Богородицы находился покров, унизанный жемчугом. Икона Святой Троицы имела оклад из чистого золота. Венчик иконы Владимирской Божией Матери украшали семь бриллиантов. Несколько икон имели серебряные и позолоченные оклады. Предметы церковной утвари - чаши, потиры были изготовлены из драгоценных металлов, художественно оформлены. Основания у них были серебряными, внутреннюю и наружную часть украшали золото и финифть Серебряные и посеребренные ковшички, книги. Евангелие с богато украшенными окладами красивое паникадило дополняли интерьер храма. До начала 1930-х годов паникадило использовали пол свечи, а в 1932 году провели электричество. Работу по электропроводке выполнил староста Степан Иванович Солдаткин.
Внутренние стены храма украшали росписи. Стены первого этажа были расписаны орнаментами. Второй этаж украшали росписи эпизодов из жизни Христа и Богоматери. В северной части во всю стену размером 4x5 метров размешалась копия картины художника Иванова «Явление Христа народу», предположительно выполненная его учениками. На противоположной - южной стороне изображалось Успение Богоматери. Кроме названных росписей имелись копии картин «Христос среди фарисеев», «Нагорная проповедь», «Страшный суд», «Преображение», «Бог Савоаф» (в куполе) и другие росписи. Таким был Купавинский Свято-Троицкий храм в начале XX века.
Прошедшие войны - Первая мировая и Гражданская, несколько революций пагубно отразились на экономике страны. Для изыскания средств на восстановление разрушенного хозяйства в 20-е годы началась антирелигиозная кампания и изъятие церковных ценностей. Не обошло это несчастье и Купавинский храм.
В 1922 году в Купавну приехала уездная комиссия. Старостой храма тогда был Яблоков. В присутствии председателя Купавинского сельисполкома Павла Васильевича Хохлова и секретаря сельисполкома Льва Дмитриевича Богоявленского было проведено изъятие церковных ценностей: золотых и серебряных окладов, потиров, драгоценных камней. Гонениям был подвергнут настоятель храма о. Дмитрий Богоявленский. Последний священник храма о. Троицкий популярностью у прихожан не пользовался. Деятельность храма постепенно затухала.
Осенью 1937 года были арестованы, а затем приговорены к расстрелу за «антисоветскую деятельность» о. Дмитрий Алексеевич Богоявленский и диакон Иосиф Антонович Сченснович, пополнив сонм Святых Новомучеников земли Российской. Приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово 21 ноября 1937 года.
В конце 1930-х годов иконы и всю утварь храма ликвидировали, сняли колокола. На снимках храма 1946-1947 годов на окнах нет рам и решеток, нет дверей. Здание зияет открытыми проемами. Уникальные росписи стен уничтожили путем снятия слоя штукатурки молотками и другими инструментами. В 1950-е годы полностью разобрали кровлю, сняли главки. Несколько лет в здании размешались столовая, молодежное кафе, профилакторий фабрики, спортивные секции, магазины.
Новый период в истории Свято-Троицкого храма начался в 1991 году. Здание передали церкви. Настоятель храма о. Андрей Валевский добился его открытия. И 21 сентября 1991 года на втором этаже разрушенной церкви прошло первое Богослужение. С этого дня началось возрождение духовной жизни поселка, постепенное восстановление храма. В созданный попечительский совет кроме администрации поселка вошли руководители промышленных предприятий. Председателем попечительского совета был избран президент ЗАО «ТФ «Купавна» Иван Михайлович Симак.
Осенью 1996 года была построена и освящена часовня в память в.м. Георгия Победоносца, отлиты колокола, на земле установлена звонница. На куполе восстановили луковку.
Проведенные работы позволили с 2000 года начать богослужения в церкви первого этажа. При храме открыта и работает воскресная школа. Восстановление храма продолжается. Настанет день, когда жители и гости Старой Купавны увидят Свято-Троицкий храм во всей его красе - с колокольней и куполом, с сиянием икон и росписями стен. И обязательно люди вспомнят московского купца, основателя Купавинской шелковой мануфактуры. Данилу Яковлевича Земского, построившего в Купавне на свои средства и Свято-Троицкий храм.
Источник: "ТЕКСТИЛЬНАЯ СЛАВА РОССИИ", 2006г |