Купавинские судьбы. Первый рабочий день. ЮРИЙ САГАН
За окном призывно заревел фабричный гудок. Раньше я на него не обращал внимания, но сейчас он ревел и для меня. Накануне мы с матерью ходили в отдел кадров, чтобы устроить меня на работу. Меня взяли, но только учеником штукатура. Каждой матери хотелось, чтобы её ребенок был всё время у неё на глазах, под боком, и поэтому она ждала меня у проходной в восемь часов. «Пойду с тобой к начальнику производства», - сказала она.
Сергей Васильевич Уткин, высокий, улыбчивый, встретил нас в цехе: «Маня, это про него ты мне говорила? Куда же его взяли штукатуром, да он ведро с раствором не поднимет! Пойдёмте ко мне в кабинет, я сейчас всё улажу». Он позвонил по телефону и сказал, что берёт меня мойщиком деталей в прядильный цех на монтаж новых машин. А нам пояснил: «Учеником помощника мастера взять не могу, мал ещё, пусть поработает подсобником, наберётся ума, а там переведём».
И вот сегодня я должен в первый раз прийти в цех как полноправный рабочий, наравне со всеми. У входа в аппаратный цех табельщица назвала мне номер моего жетончика и объяснила: "Пришёл на работу, с табельной доски снимешь, а на эту доску повесишь, - значит, ты на работе. Уходить будешь, перевесишь обратно». Пришёл мастер Пятибоков Валентин Васильевич и повёл меня в цех, на третий этаж производства. Цех светлый и чистый, из конца в конец всё видно: электромоторы и приводные шкивы укреплены на потолке, приводные ремни от них подведены к головным частям машин, которые двигались взад и вперёд. Валентин Васильевич назвал эти машины сельфакторами и объяснил принцип их работы. Машина умная: слаженно работают все её механизмы, отходит каретка, происходит выпуск ровницы, остановка, вытяжка и скручивание нити, при возврате каретки намотка пряжи на початок. «Подробнее узнаешь машину, когда будешь на ней работать», - объяснил он и повёл меня на место сборки новых машин.
Новая машина, или по-другому ватер, была принципиально новая по своему устройству. Если сельфактор - машина периодического действия, то ватер - машина непрерывного действия, то есть выпуск крутки и намотки происходит одновременно. Но об этом я узнал много позже. Участок сборки новых машин находился на втором этаже, за стеной - столовая, здесь же в упаковке грудой лежали уже готовые к сборке детали, которые теперь мне нужно было очистить от упаковочной бумаги. Эта работа мне пригодилась в дальнейшем. Работая учеником помощника мастера на ватерах, я уже знал, какая деталь как называется, для чего она предназначена. С моим обучением проблем у учителя не было. Так и вошёл я в дружный и большой коллектив аппаратно-прядильного производства.
7 июня 1954 года был моим первым рабочим днём. Отныне фабричный гудок, пока его не отменили, стал для меня, наравне со всеми, сигналом к работе.