http://my-old-kupavna.ucoz.ru/ По древнему преданию на речке Купавинке стоял древний Град Камень.
Сознаем ли мы… жители Подмосковья, духовное родство с теми, кто жил в наших краях с незапамятных времен? Вовсе не просто самому себе ответить на этот вопрос. Должна быть преемственность между нами и бытием тех, кто пришел в этот мир много веков назад. Не должны кануть в Лету их благие деяния, помыслы и начинания. Как не должно быть деления на царскую и советскую Россию. Историческая память должна быть непрерывной. Мы должны знать свои корни. Все это наше общее родословие. А завянут корни, не будет и всходов.
Как рядовой житель могу сказать, что в наши дни жители Московской области связаны транспортной и социальной инфраструктурой. В частности, мы в поселке Зеленый тяготеем к городам Балашиха, Старая Купавна, Ногинск, Железнодорожный. Мы ездим в эти города по своим личным и родственным делам. Между тем нам, жителям поселка Зеленый, противники нынешней администрации Старой Купавны внушают мысль, что «по-хорошему нам следовало бы находиться в Балашихинском районе». Причина? Транспортная близость к Балашихе. А если взглянуть с глубины минувших веков? По историческим хроникам выходит, что наши исторические корни находятся в Щелковском районе. По указу Екатерины II территории, которые сейчас относятся к Ногинскому, Щелковскому и Балашихинскому р-ну, входили в Богородский уезд. Немногие знают о далеком прошлом деревень Шевелкино, Монасеево, Никифорово, Чудинки. Хотя они в близкой округе Старой Купавны…
Пытливый взгляд, говорят, пронзает тьму времен. Вот выдержка из материалов Балашихинского краеведения:
«Очень давно, несколько сотен тысяч лет назад, на том месте, где ныне находимся мы, по всему Подмосковью расстилалась неприветливая, холодная равнина, покрытая после отступления ледника мелколесьем, болотами и озерами. В наших местах водились разные звери, среди них шерстистый мамонт и волосатый носорог. Огромные носороги брели через Пехорку… В 1957 г. при чистке дна пруда в парке культуры в Балашихе нашли большую часть бивня мамонта».
В музейных витринах можно увидеть и другие древние экспонаты. Это предметы быта, охоты и рыбной ловли древнего пращура. Все эти находки обнаружены на берегу озера Бисерово, что в Купавне. Издавна люди селились на берегах крупных рек и озер. В Щелковском и Ногинском районах Подмосковья несколько озер ледникового периода: Большие и Малые Медвежьи озера, озеро Бисерово.
В 1948 году случилась необычная находка и вблизи наших Родинок. Об этом мало кто знает из жителей нашего поселения. Сведения об этой находке я получила из двух источников, один из которых местный сайт г. Старая Купавна, на котором была опубликована статья Наша земля - место жизни древних людей Людмилы Матвеевой, напечатанная в газете «Старая Купавна».
Как свидетельствует автор статьи, в сентябре 1948 году неподалеку от Родинок при вспашке трактором участка земли для посадки деревьев на поверхность оказались извлеченными две известковые плиты. На место находки вызвали краеведа из Старой Купавны М.И. Эдемского. Михаил Иванович, рассмотрев находки, пришел к заключению, что это намогильные плиты. А найдены они были на месте бывшего поселения на реке Купавинке.
По преданию, здесь когда-то, в далекую старину находился древний город Камень. Матвей Иванович снял рисунок орнамента с этих плит и составил схематическую карту места обнаружения известковых плит. Чертежи хранятся в Ногинском краеведческом музее, но подробное описание городища Камень отсутствует.
Схемы орнаментов, срисованные М.И. Эдемским с плит,
найденных в районе села Родинки
Во втором источнике, в воспоминаниях купавинского краеведа Льва Богоявленского, приведены примечательные подробности места находки:
Близ деревни Новая Купавна был лес, принадлежавший Купавинской фабрике. Там стояла сторожка под названием «Небытовская», названная так по фамилии сторожа. Согласно давнему преданию в очень древние времена на месте этого леса был город Камень. Остатки его строений и в наше время находили в лесу в виде строительного камня. А впоследствии на этом месте располагался пионерский лагерь «Тимуровец» комбината «Акрихин».
И невольно приходит на ум: «А не собрат ли исчезнувший град Камень древнему граду Китежу?»
Ирина Селезнева Газета "Купавинские вести" № 3 (68) за 25 января 2013г.
Использованы материалы сайтов: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/, http://www.bogorodsk-noginsk.ru/
Существующие методики описания памятников некрополя1 мало учитывают специфику надгробий как памятников эпиграфики и не касаются других типов надписей, например строительных, на различных типах крестов и т.п. Единых правил публикации древнерусских эпиграфических памятников, которые отвечали бы современным требованиям, до настоящего времени не сложилось. Данная инструкция по фиксации и описанию древнерусских лапидарных эпиграфических памятников разработана на основе правил, действующих при публикации памятников античной лапидарной эпиграфики, однако учитывает опыт и специфику исследования древнерусских надписей.
I. Формальное описание. При описании древнерусских эпиграфических памятников большое значение имеет описание типа и местоположения надписи. 1. Описание начинается с географической привязки надписи: указываются названия области, района, населенного пункта, монастыря, храма или некрополя. 2. Затем определяются тип памятника (надгробная плита, плита-вставка, крест), материал (белый камень, валун), форма (прямоугольная, трапециевидная, количество концов у креста). 3. Далее указывается расположение плиты — на стене храма или иного сооружения (очень важно указать соответствие стены сторонам света), на некрополе (при этом для определения, расположена ли надгробная плита над погребением или нет, важно указать направление строк эпитафии в соответствии со сторонами света), во вторичном использовании (например, в фундаменте). 4. Следующий этап — определение размеров памятника. Учитываются три главных параметра: длина, ширина и высота. У надгробных плит из известняка обязательно промериваются ширина и высота в головах и ногах. У надгробий на валунах — ширина и высота в головах, в центре и в ногах. У плит-вставок, как правило, для измерений доступны только высота и ширина. У белокаменных крестов измеряются высота, длина древка и перекрестий и их ширина. В случае если надгробия и кресты дошли в поврежденном виде, указываются количество фрагментов, максимальные длина, ширина и высота каждого. 5. При описании надписи отмечаются: ее местоположение (на боковой или верхней грани плиты), количество строк, измеряются высота каждой строки и расстояние между ними. 6. При наличии узора представляется целесообразным дать его краткое описание. Описывается расположение узора на памятнике, отмечаются тип узора — мелкие треугольники ("волчий зуб"), сочетание мелких и круглых треугольников, плетенка, растительный узор, наличие клейм и боковых тяг. Целесообразно измерить ширину орнамента. II. Фотофиксация надписи. Фотографии должны дать максимально полное представление об эпиграфическом памятнике. Главное условие — идеальная четкость и контрастность фотографий. Фотографируются общий вид памятника и сама надпись. Надписи фотографируются только фронтально! Важно следить за тем, чтобы надпись или ее часть не была закрыта тенью. Если на боковых гранях надгробия имеется орнамент, лучше всего сделать фотографию памятника с угла так, чтобы были видны две грани с орнаментом. Если надпись имеет большие размеры, целесообразно сделать фотографии ее нижней и верхней частей. Цифровая фотография должна иметь максимальное разрешение. Фотографии, сделанные на мобильный телефон, не принимаются. III. Чтение надписи. Для человека, мало знакомого с древнерусской эпиграфикой, прочтение надписи представляет определенные трудности. Основными сложностями являются наличие буквенной цифири (буквенных обозначений цифр), сокращенных написаний слов, выносных букв и лигатур — соединенных написаний букв. Достаточно контрастная фотография позволит определить эти особенности специалисту. Первая публикация древнерусских надгробий из Архангельского собора Московского Кремля и Данилова монастыря была осуществлена А.П. Сумароковым в 1757 году. За более чем два с половиной века появилось большое количество изданий древнерусских эпиграфических памятников конца XV — начала XVIII века. Из них на начальной стадии изучения и фиксации надгробий очень полезными могут оказаться следующие книги: ● Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996; ● Русское средневековое надгробие XIII–XVII веков. Материалы к своду / Отв. ред. и сост. Л.А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Компанец С.Е. Надгробные памятники XVI — первой половины XIX в. М., 1990; Тыдман Л.В. Замечания по методике паспортизации надгробий XVII — первой половины XIX в. // Московский некрополь. История. Археология. Искусство. Охрана. Материалы научно-практической конференции. М., 1991. С. 164–183.
И почему археологи не приехали на это место? Существует целая инструкция при таких событиях: Как правильно зафиксировать и описать надгробный памятник Кладбища традиционно располагались рядом с храмами. Поколения прихожан рождались и умирали, оставляя память о себе на церковном погосте и приходских синодиках. При этом если страницы поминальных книг затирались и очень скоро приходили в негодность, то надгробные кресты и памятники донесли запечатленную на них информацию до сегодняшнего дня. Опись и последующее изучение надгробных надписей — гарантия сохранения прошлого и способ восстановления истории прихода. О том, как правильно подойти к составлению такой описи, читайте в предложенной ниже инструкции.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]