Меню сайта

Новые статьи
  • Улица Октябрьская. В.ЗАРУЦКАЯ (0)
  • [Поэзия, проза]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • НАШ СЫН ПОЛКА. Мерзликин А.М. (0)
  • [Бессмертный ПОЛК]

    Наш опрос
    Вхождение Крыма в состав России
    Всего ответов: 12

    Праздники
    Праздники России

    Поздравляем

    Друзья сайта
    СТАРАЯ КУПАВНА Ремонт компьютеров

    Кто на сайте:

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Личный состав: 0

    Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость


    СТАРАЯ КУПАВНА


    Четверг, 25.04.2024, 22:53
    Главная » Статьи » Город на Купавне-реке » История окрестностей

    ПО СТАРОЙ ВЛАДИМИРКЕ НА ПЕРЕКЛАДНЫХ
    http://my-old-kupavna.ucoz.ru

    КУПАВНА: НАШЕ РОДОСЛОВИЕ.
    История Владимирской дороги.


    Исаак Левитан. Владимирка. 1892 г.

    Начальные версты Сибирского тракта
    пролегали через деревню Новую.


    Рассказывая об истории села Воскресенское (Родинки), невозможно обойти тему Владимирского тракта. Следы старой трехполосной Владимирки можно видеть и сегодня у нас на 31-м километре, а также на 39-м километре — поворот на ст. Монино и на 135-м километре, недалеко от д. Пекша.

    В 1768 году на первом межевом плане села Воскресенское (Родинки) эта дорога пролегает через деревню Новую и называется Большой Владимирской дорогой. А уже с 1861 года это - Скотопрогонным тракт. Название тракта связано с тем, что по нему перегоняли скот из Поволжья.

    В нашем крае было целых три Владимирки. Самая древняя Владимирская дорога шла из Москвы по Ополью Владимирщины в город Владимир. Вторая Владимирская или Большая Владимирская дорога, которая сейчас идет через деревню Щемилово, далее за пятым домом поселка Зеленый, оформилась к концу ХVI века, хотя на отдельных участках проторена уже в конце 14 века. До этого во Владимирский край ездили по Троицким и Стромынским дорогам.

    Многие исследователи сходятся во мнении, что появление Владимирки связано с учреждением в России ямской (почтовой) службы. В судебниках 1497 и 1550 годов есть упоминание о ямских дорогах. Казанские походы Ивана III (в 1487 г.) и Ивана Грозного (в 1552 г.) проторили окончательно Владимирский путь. А присоединение Западной Сибири к Русскому государству в 1581-82 гг. (поход атамана Ермака), окончательно утвердило Владимирский путь как наиболее кратчайший путь между Москвой и Сибирью.

    Князь Пожарский-смотритель тракта.

    В Энциклопедическом словаре Плюшара (СПб., 1836) эта дорога именуется большим Казанским или Сибирским трактом (т. VI , стр. 88). В том же томе есть сведения, что первое ямщицкое поселение на месте г. Богородска Московской губернии возникло после присоединения к России Казанского ханства Иваном Грозным. Тогда Иваном Грозным было дано указание учредить на пути от Москвы к Казани крестьянские слободы, обязанные повинностью ямской или почтовой гоньбы. О Владимирской большой дороге упоминается и в окладных и дозорных книгах Патриаршего Казанского Приказа за 1635 и 1680 годы. В Дозорных книгах за 1680-й год она значится как Большая Владимирская дорога.

    Строительство третьей Владимирки (грунтованной) было начато в 1833 году и закончено в 1837 году. По закону от 24 марта 1833 года она отнесена к дорогам 1-го класса, имеющим государственное значение. Это прообраз нынешнего шоссе Москва-Нижний Новгород .

    Почему же эту дорогу в народе прозвали Владимиркой? Как пишет краевед П.П. Копышев в своем очерке "К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья", название "Владимирка", вероятно, переняли с жаргонного языка уголовных преступников ХVIII столетия. Дорога в сибирские остроги шла по большой Владимирской дороге. С тех пор это название прочно засело в народном языке и действовало на воображение человека пугающим или настораживающим образом. А как выглядела эта Большая Владимирская дорога в те далекие времена?

    Дорога делилась на перегоны. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались через 30-50 верст. Из-за частой смены лошадей расстояние от Москвы до Владимира протяженностью 140 верст путники преодолевали за сутки. Вдоль дороги устанавливали верстовые столбы. Она была трехполостной. Ширина проезжей части достигала 15-25 метров, и четыре метра обочины.

    Разные участки второй Владимирки имели свои местные названия. Так, участок от Москвы до г. Богородска (Ногинск) назывался Богородской большой дорогой. Мало кто знает, что Дмитрий Пожарский после Смутного времени был назначен смотрителем Владимирского, Троицкого и Стромынского тракта. При князе дороги были в идеальном состоянии. Содержание трактов возлагалось на населенные пункты, через которые они проходили.

    После учреждения в 1865 году Богородской уездной почты, деревня Новая нашего села Воскресенское (Родинки) стала первым станционным пунктом в уезде, предназначенном для провоза земской почты.

    Путь Владимирки от Рогожской заставы…

    Проследим первые ее версты, начиная с Москвы. Отсюда по Николоямской улице, затем влево Спасо-Андронникова монастыря по Вороньей улице (ныне улица Сергия Радонежского) к Рогожской заставе. От Рогожской заставы вправо уходила проселочная дорога, связывающая Владимирку с Рязанкой. Выйдя из Рогожской заставы, Владимирская дорога следовала прямо (до теперешнего 3-го транспортного кольца) совпадая с Шоссе Энтузиастов. Далее дорога, петляя мимо Терлецких прудов, выходила к церкви села Ивановское…. Далее через усадьбу Горенки, деревню Леоново, село Пехра Яковлеское к границе Московского и Богородского уездов. В Богородском уезде Владимирка достигала деревни Новая села Воскресенское (Родинки), а потом пересекала реку Купавинку, сразу за которой находилось село Демидово (Купавна)… И наконец выходила к уездному город Богородск. По пути проезжающие пересекали реки Клязьму, Дубна, а дальше путь лежал через Покров во Владимир.

    Многое повидала на своем веку Большая Владимирская дорога. По ней кроме обычной ямщицкой гоньбы, в любое время года следовали обозы с хлебом, пушниной и другими ценными товарами из Сибири, Урала, Среднего и Нижнего Поволжья, из Китая, Кавказа, Персии.

    Шли по ней с обозами и пешими промыслово-отхожие крестьяне на заработки. То были в основном каменщики, плотники, маляры. Шли по тракту пешими коробейники и иконописцы из Мстеры, Палеха.

    История Большой Владимирки неразрывно связана с войной 1812 года. В ночь на второе сентября Москву покинул по Владимирской дороге митрополит Августин с церковными святынями. По Владимирской дороге эвакуировались Московская управа благочиния и губернское правление, Медико-хирургическая Академия, Московское Горное Правление, Архив Межевой Канцелярии… Московские власти вывезли по Владимирке часть артиллерийских орудий из Московского Арсенала.

    По Владимирской дороге проследовал в имение Андреевское Покровского уезда генерал-майор Воронцов, раненный в Бородинском сражении. Первоначально предполагалось, что армия после оставления Москвы должна была отступать по Владимирке. Но от этого решения отказались на военном Совете в Филях. Владимирская дорога во время войны 1812 имела стратегическое значение. Неприятель, вступивший в оставленную нашими войсками Москву, очень нуждался в фураже и провианте. Наполеоном были снаряжены две экспедиции для заготовки фуража и провианта. Одна из них во главе с маршалом Нейем отправилась в город Богородск.

    Пока неприятель находился в Москве, Владимирскую дорогу контролировали казачьи разъезды Владимирского ополчения. В сводках боевых действий 1812 года есть донесение генерал-майора Ф.Ф. Винценгерроде Алесандру Первому: "Казачий пикет, расположенный в Новой деревне, получив сообщение о том, что французы грабят село Ивановское, в 11 верстах от Москвы, ночью напал и захватил в плен грабителей в количестве 11 человек, из них: семь пруссаков, три поляка и один француз. Пленных под конвоем отправили во Владимир".

    Ирина Селезнева, краевед.
    "Купавинские вести", № 8(73) от 27.02.2013

    Статья написана по материалам : Статьи Григория Бродского и Игоря Тихонова «Владимирская дорога в Отечественную войну 1812 года», опубликованная в № 3(33) номере 2012 года журнала «Подмосковный летописец» и очерка П.П. Копышева "К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья", размещенного на сайте Богородского краеведения.


    Источник: газета "Купавинские вести"
    Категория: История окрестностей | Добавил: ИринаЛесных (02.03.2013)
    Просмотров: 4152 | Теги: ВЛАДИМИРКА, история | Рейтинг: 4.1/8 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск по сайту

    Облако тэгов

    Книги о Купавне

    Город на Купавне
    История г. Старая Купавна [132]
    Краеведение
    История окрестностей [25]
    Рыбхоз, Бисерово, Родинки, Н.Купавна, Щемилово, Зелёный, другие...
    Каменная летопись Купавны [5]
    Памятники природы и истории. Мемориалы
    Люди и Судьбы [64]
    Воспоминания о купавинцах
    Бессмертный ПОЛК [55]
    1941-1945
    Храм Троицы Живоначальной [11]
    Завод Акрихин [25]
    Фабрика [26]
    Творческие личности [47]
    Юные таланты [23]
    Дети пишут стихи
    Стихи о Купавне [25]
    Поэзия, проза [127]
    Литературное творчество купавинцев
    Культура. Исскуство [22]
    Театр, музыка, кино, другое творчество
    Разные статьи о Купавне [18]
    Жизнь города. События и факты
    Книги о Старой Купавне [33]
    Исторические параллели [39]
    Страницы Российской Истории

    Купавна. Фото

    Полезная ИНФО
    Значение имени [118]
    Описание имён, их значение и происхождение. Именные стихи
    Домашний очаг [5]
    Это интересно [14]
    Автомобили [2]
    Праздники [11]
    Здоровье [7]
    Интернет [2]
    Разное [5]

    Окрестности. Фото








    Copyright MyCorp © 2024
    Ссылка на сайт, при использовании текстовых и графических материалов, категорически приветствуется!

    [Социальные объекты]
    [Промышленность]
    [Разные ФОТО с Мишками]
    [Разные ФОТО с Мишками]
    [пос. Рыбхоз]
    [Гидра (карьер)]
    [пос. Бисерово, озеро]