Меню сайта

Новые статьи
  • Улица Октябрьская. В.ЗАРУЦКАЯ (0)
  • [Поэзия, проза]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • Богородский уезд и Старая Купавна в 1919 ... (1)
  • [Исторические параллели]
  • НАШ СЫН ПОЛКА. Мерзликин А.М. (0)
  • [Бессмертный ПОЛК]

    Наш опрос
    Вы болели COVID-19?
    Всего ответов: 0

    Праздники
    Праздники России

    Поздравляем

    Друзья сайта
    СТАРАЯ КУПАВНА Ремонт компьютеров

    Кто на сайте:

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Личный состав: 0

    Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость


    СТАРАЯ КУПАВНА


    Суббота, 20.04.2024, 11:16
    Главная » Статьи » Город на Купавне-реке » История окрестностей

    ПЕРВАЯ ПОЧТОВАЯ. Останавливался ли Пушкин в Купавне?
    http://my-old-kupavna.ucoz.ru/




    Личность А.С. Пушкина, всё его творчество вызывают постоянный неиссякаемый интерес. И это понятно, ведь значение Пушкина, масштабы его гения ставят поэта в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. Наше стремление узнать об Александре Сергеевиче, его творчестве как можно больше - естественное. Мы хотим знать о каждом прожитом им дне, о неизвестных строках, о местах, которые посещал и где творил...

    Не буду оспаривать легенду ногинских краеведов, которая появилась ещё в 60-е годы минувшего столетия о том, что Пушкин останавливался в Богородске на почтовой станции в 1830-1834 годах. Не менее важно другое: путь кареты великого поэта пролегал мимо почтовых станций в Купавне, Богородске, Кузнецах, Платаве (Плотаве) и т.д. по знаменитому Владимирскому тракту. А это уже само по себе бесспорное историческое событие. Ибо есть такое понятие - «мемориальная дорога Пушкина», и сам факт уже прекрасен по своей сути.

    Станислав Ржеутский,
    действительный член Международного пушкинского общества,
    член Союза писателей России



    Почтовая станция в Купавне на карте 1845 г.

    Города, сёла, дороги, сады и парки, реки и озера, рощи и луга открываются перед нами памятью культуры, памятью о прошлом и особенно объёмно - памятью о поэтическом прошлом. В этой связи представляет несомненный интерес для краеведов и историков, пушкинистов бывший Владимирский тракт («Владимирка»), по которой не один раз катила бойкая тройка Апександра Сергеевича Пушкина. Поэт удивительно чутко замечал дух той местности где проезжал, и очень точно передавал его в своих произведениях:

    «Мелькают мельком будто тени
    Пред ним Валдай, Торжок и Тверь...»

    (из «Путешествия Онегина», 1830г.)

    В пределах Богородского уезда было четыре почтовых станции, и первая от Москвы – «Ново-Купавинская». К ней было приписано 1368 душ –«мужескаго и женскаго пола». Она обслуживала прогон в 25 верст Москва-Купавна и числилась по четвертому разряду (15 лошадей и 10 повозок). А все почтовые станции России делились на четыре разряда. Самый первый разряд присваивался станции, где были каменные постройки, постоялый двор, кузница и шорная мастерская, мощёный двор каретные сараи и амбары, колодец. Весь этот комплекс построек, соединенный по фасаду стеной с воротами и калиткой, окаймлялся по периметру оградой, образуя замкнутое каре, которое соединялось с трактом подъездной дорогой. На такой почтовой станции было более 90 лошадей и несколько десятков повозок различны типов.

    Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки и экипажи, суетились ямщики конюхи уводи ли взмыленных лошадей и выводили свежих. Смотритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие, пока меняли лошадей, успевали в трактире опрокинуть чарку-другую, и снова в путь…

    Звон поддужных колокольчиков, храп лошадей, поскрипывание полозьев... Как знакома была эта картина А.С. Пушкину, от внимательного взора которого ничего не ускользало. А вообще-то тему почтовой дороги можно найти и в произведениях П.А. Вяземского, Ф.И. Глинки, А.М. Радищева и Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова и др.

    Примечательно, что в Болдино А.С. Пушкин написал повесть «Станционный смотритель» (1830 г.), но в ней нет названия станции, не названо даже и село. Иллюстрацией к ней являются постановления «Для проезжающих на почтах, гласящие: «Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, в ограждение обид, пользуются по высочайшей воле 14 классом», «Никто не имеет права принуждать ямщика проезжать станцию без перемены лошадей, также и к быстрой езде, ибо ямщики должны везти в час неотменно: обыкновенных проезжающих в летнее время 10, в зимнее 12, а в осеннее 8 верст»


    Рисунок Виктора Евстафьева
    (из фондов музея ЗАО ТФ КУПАВНА)

    Когда Пушкин вырывался из Москвы, он облегченно вздыхал, так как дорога, карета, живые наблюдения становились своеобразной «творческой лабораторией на колесах- Какую же Москву он покидал, направляясь в свое Нижегородское имение, хорошо показал М.Н. Загоскин в книге «Москва и москвичи»: «Вы все найдете в Москве: и столицу с европейским просвещением, и губернские города с их русской физиономией и французскими замашками, и уездные городишки с их радушным хлебосольством и дедовскими обычаями… и сплетни, и интриги, все есть…» Прав был Пушкин сказав:

    «Как счастлив я, когда могу покинуть
    Докучный шум столицы и двора…»

    (из «Русалки», 1829 г.)

    Знаменитый «Владимирский кандальный тракт» расписан подробно в различных изданиях, равно как и история Старой Купавны с достопримечательностями, промышленными предприятиями, бытом, обычаями, традициями. Поэтому мы будем вести речь только о Новой Купавне и окружающих её селениях.

    Вот всего лишь один штрих, оставленный современником Пушкина о том, как гнали кандальников по «Владимирке»: «Подмосковная деревня Новая. Избы крытые щепой. Тёмно серые срубы. Окна затянуты бычьими пузырями, редко где стекла. За дощатыми оградами и плетнями негустые сады. По дороге, укатанной, утоптанной, чуть пыля буро-серой сухою землей, тянется неровный строй - по четыре в ряд, серые халаты, серые шапки-бескозырки. Шагают неторопливо. И звенят то громче, то глуше прерывистое бряцание-позванивание.

    Впереди верховой офицер в клеенчатом кивере. Едет шажком. По сторонам солдаты в темных шинелях, белые ремни крест-накрест; длинные ружья наперевес. Сзади обоз - дюжина телег. Навалены котомки, сумки, сундучки. Раньше с Воробьевых гор прямо до Богородского стана гнали. С непривычки сразу ноги сбивали и цепями язвы натирали. «Скорее бы до Рогожского полустанка, - подумывали кандальники. - Там и отдохнуть дадут и похарчевать. Туда еще и милостыню привезут». От Рогожской заставы до деревни Горенки родные провожали арестантов под плач и обилие слёз. Возможно, от этого и пошло название небольшой деревеньки.



    Раньше первая почтовая станция находилась в деревне Новая, но в связи с открытием текстильной мануфактуры и шелкового производства в селе Купавна (первая четверть XIX века, журнал «Русская старина» за 1883 г.) её разобрали и перевезли не более бойкое место. На основании типологии почтовых станций пушкинских времён сделана реконструкция ее общего вида (см. рис.). Смотритель Ново-Купавинской почтовой станции был выходцем из деревни Щемилово, что в полуверсты от центральной усадьбы ( журнал «Русская старина» за 1886 г.).

    Принято считать, что АС. Пушкин шесть раз проезжал Богородский уезд мимо почтовых станций Ново-Купавинской, Богородской, Кузнецовской и Платавской (Плотавской), которая тогда входила в состав Богородского уезда. Но это не совсем так. Осенью 1830 года он проехал по окружной дороге из Москвы через Бронницы-Егорьевск-Муром-Ардатов-Арзамас-Лукоянов и пробыл в пути четверо суток (А.И. Акмен. «Маршруты путешествий А.С. Пушкина по усадьбам России. Л-д, 1986 г., альбом), а вечером 3 сентября он уже был в Болдино. Эта, мало кому известная просёлочная дорога, была нанесена на карту Департамента военных дорог Генерального Штаба России за 1830 год и имела, как бы мы сейчас сказали, стратегическое значение. А.С. Пушкин поехал «окольным путями», дабы сэкономить хотя бы на дороге, так как испытывал большие материальные и финансовые трудности. По этой дороге проезд стоил за версту всего лишь 3 копейки, тогда как на столичном тракте за версту и лошадь взимали по 8 копеек, а на прочих дорогах - по 5 копеек.

    Таким образом А.С. Пушкин проехал мимо Ново-Купавинской почтовой станции пять раз: в декабре 1830 года, возвращаясь из Болдино, дважды в 1833 году, направляясь в Оренбургские края за сбором материалов по истории Пугачевского бунта и этим же путем обратно, в сентябре 1834 года по пути в Болдино, куда направлялся для решения дел по продаже принадлежащей ему части села. Кистенёво вблизи Болдино и обратно.

    ***
    Александр Жильцов

    ДОРОЖНАЯ. XIX ВЕК.

    Божья Матерь, не покинь, утоли мои печали.
    Помню, как гнилые версты все скрипели на ветру,
    И колеса, все колеса по Владимирке бренчали,
    Где подъём так бесконечен и где спуск так дивно крут.

    Как из левой колеи снова вt правую кидало,
    На ухабах тракт разбитый скарб мой бедный потрошил,
    И зализывал я раны на дворах на постоялых.
    Пил сивуху, балагурил, дочь хозяйскую смешил.

    Стол, скатерка, самовар да на стенка коврик блёклый,
    А на коврике на том вышит желтоглазый кот.
    И старушечью свечу отразив в оконных стеклах.
    Полночь, платье чуть подняв, тьму переходила вброд.

    А потом рассеял дождь на соломенную крышу,
    Тихо охал домовой за неубранным столом.
    И я слушал, как сквозняк утомлённо в шали дышит.
    Да как маются клопы с исхудалым ямщиком.

    А потом рассветной сказкой затуманивало веки
    Там, где волны, закрутившись, белой пеною горя,
    Хлынут «на берег пустой… и очутятся на браге,
    В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря».

    По материалам гезеты
    "Старая Купавна" за 2003г.




    Источник: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/istorija_okrestnostej_kupavny/29
    Категория: История окрестностей | Добавил: Natulek (20.01.2013)
    Просмотров: 2235 | Комментарии: 2 | Теги: Владимирский тракт, пушкин, почтовая станция | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 2
    2 Natulek  
    Был мимоходом... Может и останавливался, но из кареты не выходил biggrin
    Как и все русские, любил быструю езду! Ещё бы, от диких животных и разбойников на дороге - самое первое средство спасения

    1 ИринаЛесных  
    Пушкин у нас был человеком мобильным, может и был biggrin

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа


    Поиск по сайту

    Облако тэгов

    Книги о Купавне

    Город на Купавне
    История г. Старая Купавна [132]
    Краеведение
    История окрестностей [25]
    Рыбхоз, Бисерово, Родинки, Н.Купавна, Щемилово, Зелёный, другие...
    Каменная летопись Купавны [5]
    Памятники природы и истории. Мемориалы
    Люди и Судьбы [64]
    Воспоминания о купавинцах
    Бессмертный ПОЛК [55]
    1941-1945
    Храм Троицы Живоначальной [11]
    Завод Акрихин [25]
    Фабрика [26]
    Творческие личности [47]
    Юные таланты [23]
    Дети пишут стихи
    Стихи о Купавне [25]
    Поэзия, проза [127]
    Литературное творчество купавинцев
    Культура. Исскуство [22]
    Театр, музыка, кино, другое творчество
    Разные статьи о Купавне [18]
    Жизнь города. События и факты
    Книги о Старой Купавне [33]
    Исторические параллели [39]
    Страницы Российской Истории

    Купавна. Фото

    Полезная ИНФО
    Значение имени [118]
    Описание имён, их значение и происхождение. Именные стихи
    Домашний очаг [5]
    Это интересно [14]
    Автомобили [2]
    Праздники [11]
    Здоровье [7]
    Интернет [2]
    Разное [5]

    Окрестности. Фото








    Copyright MyCorp © 2024
    Ссылка на сайт, при использовании текстовых и графических материалов, категорически приветствуется!

    [Купавинский пруд]
    [пос. Рыбхоз]
    [Кудиново]
    [Цветочные медведи]
    [Разные авторы]
    [Детский Дом]
    [пос. Рыбхоз]