Одно из глухих мест уезда - это фабрика бывш. Бабкиных, в слободе Купавне.
Работает на фабрике около 2 тысяч рабочих, но чистый пролетариат почти совершенно отсутствует. Все рабочие имеют связь с деревней. Далеко отстоя от уездного центра, Купавна является непочатым уголком для просветительной работы. Как-то вся революция словно поверху прошла, и остались в Купавне царствовать темнота да невежество, как и в царские времена. Изредка приезжий оратор устроит митинг и уедет. А Купавна снова погружается в свою темноту. Одно время здесь и «коммунисты» завелись. Но были они такие же купавинские, когда-то купленные хозяином, темные люди. Назвались они коммунистами, а действовать продолжали как старые слуги хозяина, обижая рабочих и крестьян. И таких коммунистов прогнали с фабрики. Так и не узнала Купавна истинного коммуниста. Господствуют здесь, на невежестве, всякие «христианские союзы». 18-го декабря ожидается приезд самого патриарха Тихона для проповеди. Когда рабочие спросили членов христианского союза, где взяты деньги (100 тысяч) на прием Тихона и его свиты - то те ответили: это, мол, тайна. Интересно бы знать, кто такие тайные жертвователи на прием патриарха. Одно только ясно, что не рабочие и не крестьяне , потому с них сколько ни бери, - а ста тысяч не наберешь. Это кто-то другой старался, кому выгодно держать народ в невежестве и развивать в нем рабский дух покорности, вместо света знания. Какие-то толстосумы старались, собирая денежки. Пусть патриарх Тихон вспомнит прежние времена - в темных углах он еще найдет «жертвователей» по сто тысяч, он еще постарается сыграть на народном невежестве. Да недолго. Скоро проснутся и бабкинские рабочие и, пожалуй, своих «жертвователей-христиан» толстосумов заставят пожертвовать поболее ста тысяч, только на постройку народного дома, клуба, театра и школы.
По материалам сайта "Богородского краеведения"
«Красное Знамя», №13, 14.12.1919 г., стр. 4, 1-2 пол.
***
История Купавинской фабрики показывает, что и в Купавне в период 18-20 веков рабочие не раз выступали с требованиями об улучшении их жизни. Известны выступления крепостных рабочих 1767, 1794, 1834 годов. На девять лет раньше реформы 1861 года купавинцы освободились от крепостничества. Они принимали активное участие в забастовках осенью 1905 года, 28 февраля 1917 года.
После падения самодержавия Купавна бурлила. На улицах, в домах, в школе постоянно проходили собрания и митинги. Активное участие принимали в этих событиях революционно настроенные рабочие фабрики братья Тычинины, Н.М. Еремеев, Куликов, Жуков и многие другие. В марте избрали делегатов на 1-й уездный съезд Советов – А.С. Торопченков, А.И. Куликов, В.П. Шелапутин, В.С. Юдин. Весной открыто праздновали 1 мая, создали Демократический клуб, явочным порядком на предприятиях ввели 8-мичасовой рабочий день.
В отношении политически взглядов в умах купавинцев царил полный хаос. В Купавну приезжали представители разных партий, но купавинцы долго не могли определиться с партийной принадлежностью. Первая коммунистическая парторганизация была создана только осенью 1919 года. Организованный Демократический клуб стал проводником культуры в Купавне. Существовал ещё «демократический кружок», объединявший революционно настроенных рабочих, которые собирались в доме Е. Тычинина.
Накануне 7 ноября 1917 года на Докторовском химзаводе прошло собрание, на котором рабочие и работавшие там солдаты поддержали лозунг «Вся власть Советам!» 19-21 ноября 1917 года проходили выборы в Учредительное собрание. Рабочая Купавна проголосовала за список №5, т.е. за большевиков. На предприятиях создали комиссии рабочего контроля, которые наблюдали за деятельностью администрации и производством. Во главе предприятий встали «красные директора» из рабочих. Фабрика была национализирована в марте 1919 года, Докторовский химзавод – в конце 1919 – начале 1920 года. Основной лозунг революции о передаче фабрик и заводов из частной собственности в государственную в Купавне был выполнен.
Нашла вырезку из газеты в дополнение к этой статье. Не такой уж невежественный и глухонемой люд в Купавне проживал. И за свои права боролись, когда совсем тошно приходилось. А что революцию без штыков пережили, так и хорошо.
А как похоже на высказывания современных рэволюционеров Строили сквер, начали кричать сколько полезного бы сделали на эти деньги для города, заменили трубы на магистралях, опять крики, что лучше бы дороги сделали. По весне фасады Загса откроют, тоже начнут кричать, что не на дело вложили деньги. Сколько голодных ходит, им бы помогли бы А какой крик будет по монументу, посвященному истории Купавны! И никто не хочет вспомнить призыв Симеона Гордого жить в мире и продолжать дело предков, "чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла".