И еще одно приятное совпадение. Именно сегодня, в День семьи, любви и
верности, 30-летний юбилей отмечает один из самых известных спектаклей о
любви "Юнона и Авось". Первый показ рок-оперы состоялся в июле 1981
года. С тех пор вся страна учила наизусть тексты знаменитых песен, а
театр отправился на гастроли, прославившие его и за рубежом. Наш
корреспондент Марина Лаврентьева и попыталась выяснить секрет вечной
молодости знаменитого спектакля у зрителей, и у труппы.
Они надрывали связки и играли спектакль как в последний раз, рассчитывая, как их герои, на знаменитое русское "Авось!"
Никто не мог предвидеть, что в начале 80-х на сцене столичного театра
может зазвучать первая советская рок-опера, развеваться Андреевский
флаг и являться Богородица под православные песнопения.
И "дети полдорог", "расформированное поколение", рифмами Андрея
Вознесенского позовут к истине, кажется, потрясшей самих исполнителей
первого состава.
Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком": -
Мы не очень верили, даже, что это может целиком и полностью пройти. Это
было чудо. Мы с Андреем Вознесенским бросились в Елоховский собор к
иконе Казанской Богоматери, и с тех пор как я появляюсь в храме
православном, я мысленно каждый раз благодарю Казанскую Богоматерь.
В театре спустя 30 лет хранятся афиши зарубежных гастролей. Бродвей,
спектакли во Франции, организованные Карденом, Германия, Нидерланды. Там
рок-оперу восприняли совсем по-другому.
Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком": -
Караченцова назвали бас-баритоном, хороший, сказали, в газетах написали
бас-баритон. И что меня еще очень обрадовало, сказали: "хороший
кардебалет", ну я так не стал подробно расшифровывать, что это вообще
драматические артисты.
- Российская империя - тюрьма, но за границей, та же кутерьма.
В подготовке дублеров на главную роль - графа Резанова еще до
трагедии участвовал сам Николай Караченцов. Оба его преемника, Виктор
Раков и Дмитртий Певцов много лет участвовали в спектакле в роли
отчаянных матросов. Пока их не пригласили на роль графа.
- Приглашение принимается.
Виктор Раков, народный артист России: - Начиная с
1985 года, как я стал участвовать в спектакле до сегодняшнего дня, вот
сказать, что что-то так концептуально изменилось ничего не менялось. Вы
знаете, во многом, мне кажется, это соответствует сегодняшнему дню,
"никто из нас дороги не осилил, да и была ль она, дорога впереди".
Дмитрий Певцов, народный артист России: - Я видел
много постановок, таких эпохальных, которым 40 лет, но видно, что это
нафталин. Музейные экспонаты. А это живой организм, и сейчас я не могу
сказать, что это новая версия. Это тот же спектакль, просто с какой-то
новой кровью. Можно сейчас ехать смело в Европу, в Америку, он будет
смотреться совершенно современным спектаклем.
- Господи, воззвав к тебе, услышь мя.
Сегодня зрители в зале четко делятся на тех, кто знает каждую сцену, и тех, кто пришел впервые, потому что это нужно увидеть.
- Очень давно хотела посмотреть. Наконец-таки, мечта сбылась. Сбывается.
- Знаете, я хожу, и пробивает слезы всегда.
На памяти Марка Захарова много неожиданных эпизодов зрительской реакции.
Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком": -
В конце выскочила часть молодежи в проходы, сорвав с себя верхнюю
одежду и стали размахивать над головой, к ужасу вахтеров, которые не
понимали, что это не акт вандализма, а сопереживания. Мы очень
радовались, мы поняли, что это дети наших первых зрителей. И это была
радость.
Самым лучшим подарком к юбилею спектакля режиссер считает именно эту благодарность.
- Не забудут, авось. Авось!
Марина Лаврентьева, Дина Самохина, Сергей Сенченков. "ТВ Центр". |