Ровно 115 лет назад, 4 июня 1897 года, на верфи "Новое адмиралтейство"
в Санкт-Петербурге начато строительство крейсера "Аврора", впоследствии
ставшего "героическим", "легендарным" и вообще "колыбелью революции".
Но в чем, собственно, "героизм" крейсера? Давайте попробуем разобраться.
Может, не такой уж он и героический, как мы привыкли думать?
И действительно — никаких особых
подвигов корабль за свой долгий век так и не совершил. Хотя выстрел из
бакового орудия "Авроры" в отдаленном приближении чем-то неординарным
назвать, по-видимому, можно. Считается, что именно с этого выстрела
началась революция — так наше поколение в школе учили.
Свое название крейсер получил в честь
фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской
войны (1853-1856 годы). Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в
Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство".
Крейсер "Аврора" был спущен на воду 24 мая 1900 года при личном участии
царя Николая II, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей
флота России. В сентябре 1903 года "Аврора" в составе
отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток, где занималась
Русско-японская война. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в
Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более
80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении "Аврора"
выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282
75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Правда, ущерба
противнику от этих выстрелов было нанесено немного.
В отличие от большинства остальных
русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер "Аврора" избежал
уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в
нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года.
В 1906 году крейсер "Аврора" своим ходом
вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса. С осени
1911 по лето 1912 года "Аврора" ходила в дальнее учебное плавание для
участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетила
порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого
океанов.
"Аврора" приняла участие в Первой
мировой войне, правда, геройских дел за крейсером замечено так и не
было. В конце 1916 года корабль был отправлен для серьезного ремонта в
Петроград на франко-русский завод.
Крейсер одним из первых присоединился к
Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917
году присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу
Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела
Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с
центром города.
По легенде, 25 октября в 21:45 холостой
выстрел носового орудия "Авроры", произведенный по приказу комиссара
Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению
некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к
Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости —
на самой "Авроре" якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни
холостых по причине нахождения ее в ремонте.
Впрочем, сейчас ни доказать, ни
опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те
советские "пиарщики", которые и сделали "Аврору" настоящей легендой,
рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела
корабельного орудия, чем берегового.
28 ноября 1917 года "Аврора" после
ремонта вернулась в свою бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о
роспуске старого флота и организации нового Рабоче-крестьянского
красного флота на добровольных началах большая часть команды
демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и
законсервирован.
С 1922 года "Аврора" снова становится
учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия
были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от
фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в
порту Ораниенбаума. После войны "Аврору" подняли, отреставрировали и
поставили на вечную стоянку.
В 1984 году крейсер был вновь отправлен
на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При
реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности
восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали
нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей,
который радует глаз любителей военно-морской истории, уже наполовину не
"Аврора".
Подводная часть крейсера была
утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского
района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в
1980-х годах прошлого века растащили на стройматериалы жители
близлежащего поселка.
В июле 2010 года к историческим обломкам
впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из
Москвы и Санкт-Петербурга, но проведению детального осмотра остова
крейсера помешала плохая видимость под водой, вызванная сильным
волнением. Так что как поживает реальное днище корабля, из которого
сделали "легенду", "героя" и "колыбель революции", неизвестно…
Андрей Михайлов |