Школы должны возвращать
государственные деньги, выделенные на обучение в образовательном
учреждении, тем семьям, которые избрали для своих детей домашнее
образование. Принцип подушевого финансирования превращает школы в прямых
конкурентов тех родителей, которые готовы своими силами и за счет
привлеченных специалистов, давать знания своим детям.
В прошлом году Госдума и Совет Федерации
приняли закон "Об образовании в РФ". Он был подписан Президентом РФ и
вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Школьные коллективы, борясь за
деньги, превращаются едва ли не в мафиозные структуры, так как
количество учеников теперь определяет объем распределяемых на школу
ресурсов. И образовательные учреждения любыми способами намерены
сохранять количество рублей, примерно 100 тысяч в среднем, поступающих
ежегодно для обучения каждого ребенка.
"Сегодня школы воспринимают учеников как
свою собственность. Часто администрации школ и органы управления
противодействуют людям, выбравшим семейное образование для своих детей.
Они пишут жалобы в службы опеки и попечительства, угрожают родителям
изъятием детей", — заявил председатель Межрегиональной общественной
организации "За права семьи" Павел Парфенов на круглом столе,
организованном 4 апреля Комиссией Общественной палаты РФ по развитию
образования. С 1992 года российское законодательство
дало возможность родителям выбирать наиболее подходящую форму получения
ребенком знаний. Выбор семейного образования предполагает прохождение
ребенком школьной программы вне стен школы. В таком случае учебный
процесс организуют, осуществляют и контролируют родители самостоятельно
или с привлечением специалистов. В этом случае школа должна выполнять
аттестационные функции и осуществлять промежуточный контроль.
По логике закона 1992 года государство
должно перечислять родителям, опекунам, усыновителям на домашнее
образование ребенка тот объем денег, который был бы израсходован на
учебу ребенка в государственной или муниципальной школе. Однако на
практике осуществление этой нормы вызывало огромные трудности у
родителей. В новом законе данная норма не прописана, и родители
предлагают внести норму о перечислении выделяемых на ребенка средств со
счетов школы в пользу семьи, которая самостоятельно дает ребенку
образование.
Вопрос актуальный, так как
востребованность государственных школ в результате реформ продолжает
падать, а популярность домашнего образования в стране растет. Буквально
за несколько лет число обучающихся на дому увеличилось почти в 10 раз. В
2008 году "домашних" насчитывалось 11 тысяч, а сейчас порядка 100 тысяч
российских детей получают образование вне школы. Суммарно за последние
20 лет образование в домашних условиях получило около 1,5 миллионов
человек.
Нам есть к чему стремиться. В США в
домашних условиях учатся два с лишним миллиона детей и в среднем
самостоятельно обучаемые дети показывают лучшие результаты, чем
школьники. Собственно, именно к такому более гибкому типу образования
нас подвигают и последние реформы в школьном образовании. Государство
недвусмысленно отказывается от всеобщего фундаментального среднего
образования, что в дальнейшем приведет к постепенному расслоению
российского общества и по уровню образованности и доходов. Дети тех, кто
по старинке будет перекладывать процесс обучения чада на государство,
окажутся в проигрышном положении.
В этой ситуации ответственным родителям
остается либо отдавать детей в хорошую частную школу, понимая, что
доплачивать государственным педагогам за нынешний уровень преподаваемых
знаний, смысла нет. Либо самостоятельно формировать и обеспечивать
полноценное образование ребенка.
Следовательно, имеет смысл переходить на
экстернат, домашнее обучение, либо некие смешанные формы с посещением
минимума обязательных предметов и дополнительными занятиями дома, в
кружках-секциях, образовательных центрах, у репетиторов. Во втором
случае родителям необходимо будет контролировать образование ребенка и
параллельно заниматься самообразованием. Не всем родителям это под силу.
Но и уровень подготовки может оказаться на порядок выше. Кстати, в
новом законе прописана сетевая форма реализации образовательных программ
"с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при
необходимости с использованием ресурсов иных организаций".
Сильные стороны домашнего обучения
налицо и не нуждаются в некой рекламе. Это возможность формировать
гибкий график, более углубленно и одновременно быстро изучать
обязательные программы. Одинаково эффективного для всех способа обучения
не существует и домашнее обучение позволяет избрать наиболее подходящие
для ребенка методики и темп освоения материала. Однако сопротивление
практике домашнего обучения со стороны государственных школ, вероятно,
будет очень серьезным. Анатолий Мирановский |